Закрыть


Что такое электронная подпись (ЭП)?

электронная подписьНа сегодняшний день все больше организаций вынуждены приобретать электронную подпись (далее по тексту будет употребляться — ЭП) для возможности ведения своей деятельности. Если раньше предприниматели сталкивались с использованием ЭП только при работе с налоговой или банком, то за последние годы ЭП полностью охватила и сферу госзаказа. Причем не только предприниматели обязаны применять ЭП для участия в закупках, но и государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения обязаны размещать сведения о проводимых закупках с использованием ЭП.

Так что же такое ЭП и каково ее предназначение?

Ответ на первый вопрос нам дает законодатель. Под электронной подписью понимается  информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Такое определение содержится в основном документе, регламентирующем порядок применения ЭП, — Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ФЗ № 63).

Итак, ЭП это НЕ графическое отображение отсканированной подписи директора, вставленное в текстовый документ; в самом документе она никак не отображается, ее нельзя увидеть в тексте. Это некий набор сведений, которые присоединяются отдельно к документу, и дают возможность узнать, кто и когда подписал его.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 63 видами электронных подписей являются:

  • простая электронная подпись;
  • усиленная электронная подпись.

Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись. ФЗ № 63 дает легальное определение каждого из видов и подвидов ЭП и их признаки.

Такое деление подписей на виды позволит более широко применять электронную подпись в различных сферах жизнедеятельности общества, вплоть до социальных сетей. Но, конечно, для передачи отчетных, бухгалтерских документов будет использоваться только квалифицированная подпись.

Программное обеспечение и сертификат ключа проверки ЭП

Говоря об ЭП, нужно понимать, что ЭП — это обобщенное понятие, в состав него входят:

  • программное обеспечение, например, КриптоПро, VipNet, Верба и т. п., программное обеспечение устанавливается системой, в которой используется ЭП;
  • сертификат ключа проверки электронной подписи, который представляет собой электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Сертификат выдается УЦ для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи. То есть это именно то, чем подписывается электронный документ.
  • ключевой носитель (защищенное хранилище сертификата ключа проверки ЭП), например, ruToken или eToken. На нем записан сертификат ключа проверки ЭП.

Более подробно остановимся на понятии «сертификат ключа проверки ЭП».

Сертификат ключа проверки ЭП — это тот самый документ, который содержит и подтверждает информацию о владельце ЭП, уникальный регистрационный номер сертификата ключа проверки подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа проверки подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра, наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа проверки подписи.

Одна и та же организация или физическое лицо могут иметь неограниченное число сертификатов ключей проверки ЭП.

Внимание! Сертификат ключа проверки ЭП выдается сроком на один год! Спустя год срок его действия прекращается и организации необходимо будет приобретать новый сертификат ключа подписи. Это не относится к программному обеспечению, например, программе КриптоПро CSP, так как программы, как правило, бессрочные.

Кроме того, необходимо запомнить, какие действия категорически не рекомендуется совершать при использовании ЭП:

  • передавать ЭП неуполномоченным на подписание документов и сведений лицам;
  • оставлять ЭП без присмотра;
  • пренебрегать правилами хранения ЭП.

Несоблюдение минимальных вышеперечисленных правил может привести к компрометации (рассекречиванию) ключа, а следовательно, в лучшем случае — тратам на его повторное приобретение, в худшем — судебным разбирательствам (если кто-то вместо владельца подпишет документ вашей ЭП).

Google+