Закрыть


Список статей

Государственный заказ и малый бизнес

В России много говорится о поддержке малого бизнеса со стороны государства. Миллиарды бюджетных средств уходят на то, чтобы помочь небольшим организациям завоевать свое место в экономике государства, создав таким образом конкуренцию. Многое делается и для того, чтобы уменьшить давление на малый и средний бизнес со стороны государственных органов, снизить бюрократию и административные барьеры. Не обошел этот вопрос и такую сферу, как государственный заказ.

На совещании с руководителями рабочих групп предпринимательской инициативы, которое состоялось в июле 2012 года, премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил идею о том, чтобы к началу 2018 года установить обязательную минимальную долю государственного заказа для малого и среднего бизнеса в размере 25 %. В настоящее время доля государственных заказов, принять участие в которых могут только организации, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, составляет от 10 до 20 % от годового государственного заказа одной организации (исключение - поставки, обеспечивающие безопасность и оборону государства). Кроме того, речь шла и о том, чтобы установить соответствующую долю в заказе, который размещают компании с государственным участием.

На первый взгляд, все, сказанное на совещании относительного государственного заказа и малого бизнеса, должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране, обеспечивая небольшие организации стабильными государственными заказами. Однако на практике все не так просто.

Во-первых, совершенно непонятно, почему для принятия этих изменений требуется почти 6 лет (до 2018 года). В чем, собственно, сложность перехода? Например, на то, чтобы оборудовать всю страну счетчиками воды и тепла, было выделено всего полтора года (в ноябре 2009 г. был принят закон № 261-ФЗ, на основании которого приборы должны были быть установлены до июля 2011 г.), а для того, чтобы законодательно увеличить долю государственного заказа для малого бизнеса, нужно пять с половиной лет. Даже если учитывать крайне медленное прохождение законодательных актов в нашей стране, этот срок кажется завышенным.

Во-вторых, как стыкуется с поддержкой малого бизнеса требование обеспечения исполнения контракта, которое порой доходит до 30 % от суммы контракта, или обеспечение заявки на участие в торгах? Откуда малому бизнесу брать такие средства? Только подумайте: небольшая фирма, в которой работает, скажем, 10 человек, вполне может за год разработать качественное программное обеспечение для государственного заказчика стоимостью в 2 млн. Но она не сможет даже принять участие в закупке, т. к., скорее всего, у нее нет 500 тыс., которые она может на целый год изъять из оборота предприятия. И хотя далеко не все заказчики пользуются правом требовать обеспечение исполнения контракта, таких примеров все же масса. Наличие столь высоких процентов обеспечения исполнения контракта лишает малый бизнес возможности реально работать на государственный заказ, оставляя ему лишь крохи. Конечно, нельзя не отметить, что законодатель делает шаги навстречу малому бизнесу, например, максимальный процент обеспечения заявки на участие в торгах для предприятий малого бизнеса составляет всего 2 % (для остальных — 5 %).

В продолжение темы обеспечения исполнения контракта по государственному заказу нельзя не поднять вопрос об отмене поручительства как формы обеспечения исполнения контракта. До выхода в свет закона № 122-ФЗ от 20.07.2012 г. существовало три вида обеспечения исполнения контракта по государственному заказу: залог денежных средств, банковская гарантия и поручительство. Практика показала, что поручительство является самым ненадежным видом, термин «недобросовестный поручитель» сейчас так же известен, как «недобросовестный поставщик». А потому этот вид обеспечения был отменен.

И вроде бы все верно, но есть одно «но»: где же субъектам малого предпринимательства, которым государство якобы оказывает всяческую поддержку, взять теперь средства для обеспечения исполнения контракта по государственному заказу? Собственных средств для участия в государственном заказе на крупную сумму у большинства небольших организаций нет, а банковская гарантия тоже выдается не просто так: большинство банков потребует залог хотя бы в виде депозита. Эта ситуация лишает возможности работать на государственный заказ значительное число предприятий малого и среднего бизнеса.

В-третьих, для значительной части предприятий среднего и малого бизнеса работа без аванса, так нелюбимого государственными заказчиками, практически невозможна. Вроде бы логично, что государственный заказчик не хочет платить за товары и услуги, которые они фактически еще не получили. Но попробуем поставить себя на место поставщиков: все время исполнения контракта (а это может быть и 12 мес., например) организации необходимо платить зарплату сотрудникам, оплачивать аренду и коммунальные услуги и т. п. У маленьких организаций просто нет средств, чтобы целый год ждать, пока им заплатят за работу.

А уж стандартная фраза большинства договоров на государственный заказ «оплата при поступлении средств из бюджета на расчетный счет заказчика» способна отпугнуть кого угодно. Это что же получается? Если средства есть — оплатим, а если вдруг их не будет — ждите, пока появятся...

 

                                                                                                                                                                                               Анастасия Тищенко,
специалист договорного отдела

   24.09.2012 г.  

 

  У вас есть вопросы по теме "Государственный заказ и малый бизнес"? Вы можете задать их специалистам ЕЦГЗ.


ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.