Настоящее и будущее государственных и корпоративных закупок
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Список статей

ЗАКАЗЧИКАМ
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»
120 часа (3 недели)
Стоимость 5900 руб.

Настоящее и будущее государственных и корпоративных закупок

В рамках Всероссийского спутникового онлайн-семинара 19 октября 2011 года состоялось выступление к.п.н, профессора кафедры государственных и корпоративных закупок, проректора по научной части и инновационной деятельности ГОУ «Института развития дополнительного профессионального образования», члена-корреспондента Российской академии естественных наук (РАЕН) Татьяны Николаевны Трефиловой на тему: «Настоящее и будущее государственных и корпоративных закупок».

Большая часть выступления была посвящена обсуждению нового проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее — ФКС). Проведя постатейный сравнительный анализ действующего Федерального закона № 94 и закона о ФКС, лектор отметила, какие положения закона остаются неизменными и в дальнейшем, в случае принятия ФКС, будут выступать основой всей системы размещения госзаказа.

Приведем некоторые из них:

  • Переход к централизации закупок: уполномоченные органы создаются, контракты подписывают заказчики;
  • Положение о комиссиях (когда, кем создаются, требования к членам, виды комиссий, замена члена комиссии, кворум);
  • Национальный режим;
  • Сохранение всех преференций;
  • Сохранение требований к УРЗ;
  • Штрафные санкции за просрочку обязательств по контракту;
  • Заключение контракта в ряде случаев с несколькими участниками;
  • Возможность отмены процедуры закупки;
  • Размер обеспечения заявок на участие в торгах;
  • Размер обеспечения исполнения контракта и права/обязанности заказчика по его установлению;
  • Положение о ведении реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков;
  • Случаи осуществления закупки у единственного поставщика;
  • Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссий по размещению заказов.

В связи с тем, что главной целью создания ФКС является повышение эффективности размещения государственного заказа, новый законопроект в отличие от Федерального закона № 94 предусматривает введение ряда новшеств, направленных на повышение прозрачности и эффективности госзакупок.

Трефилова Т. Н. прокомментировала, какие именно новации введены ФКС. Остановимся подробнее на основных моментах.

1. Федеральная контрактная система предусматривает детальный контроль всех этапов размещения закупок от планирования до аудита результатов исполнения контрактов, поэтому вводится орган, который позволит отслеживать персональную ответственность заказчиков за результат размещения заказа — институт общественного контроля и совет по ФКС, в который войдут представители органов власти, контрольных и надзорных органов, а также представители общественных объединений и объединений юридических лиц.

2. В части планирования и прогнозирования закупок предлагается вести сводный прогноз закупок на 5 лет, который будет формироваться федеральным органом исполнительной власти; планов обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые будут формироваться и утверждаться государственным распорядителем бюджетных средств на 3 года и планов-графиков закупок, формируемых заказчиком на 1 год.

3. Предприняты меры по нормированию и рационализации закупок. Так, предлагается разработать нормативно-правовые акты на федеральном уровне и на уровне органов местного самоуправления, в которых будет отражен минимальный перечень требований к закупаемым товарам, работам и услугам. Данная мера позволит ограничить закупку предметов роскоши и люкс-товаров.

4. ФКС приводит шесть методов расчета обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что позволит заказчику добросовестно исполнять данную норму закона.

5. Мониторинг реализации планов закупок и планов-графиков согласно ФКС будет осуществляться на всех уровнях подчинения. Результат — сводный аналитический отчет на рассмотрение Правительства РФ. Правительство РФ в свою очередь должно будет обеспечить результаты рассматриваемого мониторинга не позднее рассмотрения отчетности об исполнении федерального бюджета в отчетном финансовом году.

6. Проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» в значительной степени расширил формы осуществления закупок. Так, заказчики при осуществлении закупок вправе использовать следующие способы размещения заказа:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг;
  • закупки у единственного источника.

Как отметила Трефилова Т. Н., ввиду того что увеличилось количество возможных способов закупок, не исключено, что в перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения электронного аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства № 236-р от 27.02.2008 г., также будут внесены поправки.

7. Заказчику предоставлена свобода выбора способа размещения закупки. Главным определяющим принципом, которым должен руководствоваться заказчик при выборе того или иного способа закупки, исходя из условий его применения, установленных в ФКС, должен выступать принцип обеспечения конкуренции среди участников процедур закупок.

8. В Федеральной контрактной системе изменился объем закупок (ликвидирован верхний предел в 20 %), подлежащих обязательному размещению у субъектов малого предпринимательства. Так, объем закупок, проводимых для данной категории лиц, должен составлять не менее чем 10 % от общего годового объема закупок товаров, работ, услуг, при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 10 млн рублей.

9. Внесены коррективы в части описания объектов закупки. В описании объекта закупки (товара) указываются предусмотренные планом-графиком функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчику, уполномоченному органу в документации, спецификации по закупке запрещается делать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, за исключением случаев, когда не имеется другого достаточно точного или четкого способа описания характеристик объекта закупок и при условии включения таких слов, как «или эквивалент».

10. В ФКС требования к участникам закупок те же самые, что и в Федеральном законе № 94. При этом в ФКС изменился порядок включения в реестр недобросовестных поставщиков, так, в ФКС прямо сказано, что в реестре недобросовестных поставщиков должны отсутствовать сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа участника закупки. Кроме этого, в случае если в закупке принимает участие физическое лицо, то у такого участника либо у руководителя, членов коллегиального органа, главного бухгалтера юридического лица должна отсутствовать судимость за преступления, связанные с его профессиональной деятельностью или с предоставлением заведомо ложных или недостоверных сведений, а также дисквалификация.

11. Федеральная контрактная система предлагает бороться с демпингом цен, в результате чего в проекте закона появилась статья «Отклонение заявки с демпинговой ценой». Отклонить заявку с такой сниженной ценой комиссия вправе, если установлено, что предложенная в ней цена занижена на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, указанной заказчиком в извещении, и если в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены контракта и (или) ее обоснование. Либо в случае, если комиссия при наличии расчета пришла к обоснованному выводу о невозможности исполнить контракт на предложенных условиях.

12. Федеральный закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» изменил действующий в Федеральном законе № 94 порядок установления и предоставления обеспечения заявок при проведении торгов. Согласно ФКС заказчик вправе устанавливать требование о предоставлении обеспечения заявки при проведении торгов в случае, если сумма торгов свыше 1 млн руб. При этом расширилась форма обеспечения заявки, помимо внесения денежных средств возможно предоставлять обеспечение заявки в форме безотзывной банковской гарантии.

13. Обеспечение исполнения контракта, в случае если такое требование установлено в документации по торгам, может обеспечиваться безотзывной банковской гарантией, выданной банком или иной кредитной организацией, или внесением денежных средств. Форма банковской гарантии будет установлена Федеральным Казначейством РФ. Поручительство как форма обеспечения исполнения контракта исключена ФКС.

14. Глобальные поправки были внесены в контрактные отношения.

По соглашению заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в контракт может быть включено условие о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда (напомним, что в Федеральном законе № 94-ФЗ подобные споры разрешались в арбитражном суде). При этом в контракте должны быть определены все виды споров, которые могут разрешаться в третейском суде, а также условия участия сторон контракта в расходах, связанных с разрешением споров в третейском суде.

Федеральная контрактная система для контроля хода исполнения контракта предлагает проводить экспертизу результатов контракта с привлечением экспертов.

Кроме того, по решению заказчика, для приемки результатов контракта (его отдельных этапов) контрактной службой может создаваться приемочная комиссия. Приемочная комиссия должна состоять не менее чем из 5 членов. Председателем приемочной комиссии является руководитель контрактной службы заказчика или уполномоченный им по согласованию с заказчиком работник контрактной службы.

15. Изменение контракта по закупкам по соглашению сторон допускается, если данная возможность была предусмотрена документацией. Так, например, при изменении в ходе исполнения контракта по предложению заказчика объема всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на 10 % такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг возможно изменить условия контракта.

16. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Контракт может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в случае, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и контрактом, на основании мотивированного представления контрактной службы заказчика в случаях, определенных ФКС.

17. Одним из самых ключевых ноу-хау проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» является введение реестра недобросовестных заказчиков. Заказчики, сведения о которых попадут в указанный реестр, обязаны будут согласовывать планы-графики закупок, а также изменять и (или) расторгать контракты только по согласованию с органом, уполномоченным на осуществление аудита в ФКС.

18. Федеральная контрактная система в значительной степени ужесточила ответственность заказчика за нарушения законодательства в сфере госзаказа. В положениях проекта закона сказано, должностные лица заказчиков несут за свои действия (бездействие), в том числе за достижение запланированных результатов процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, персональную ответственность: дисциплинарную, вплоть до увольнения, и административную ответственность за нарушение требований к обоснованию осуществления закупки, включая определение начальных (максимальных) цен контрактов.

В соответствии с этим планируется внести большое количество поправок в КоАП РФ.

Также во время семинара лектором было уделено внимание Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса), а именно нюансам разработки, составления и оформления Положениям о закупках.

Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ вся закупочная деятельность заказчика должна производиться на основании разработанного Положения о закупках. Указанное положение является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика и содержит полный перечень требований к проводимым закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия, наблюдательным советом автономного учреждения, советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества, общим собранием участников общества и подлежит обязательному размещению на Официальном сайте не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

До 1 июля 2012 года Положение о закупке и иная информация о закупке, подлежащая размещению на Официальном сайте, размещаются на сайте заказчика. После 1 июля 2012 года, Положение о закупке должно быть размещено на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.



Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

01.11.2011 г.


У вас остались вопросы по теме «Настоящее и будущее государственных и корпоративных закупок»? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.



ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.