Юридические услуги в госзакупках
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Список статей

ЗАКАЗЧИКАМ
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»
120 часа (3 недели)
Стоимость 5900 руб.

Юридические услуги в госзакупках. Особенности подготовки документации.

Наряду с различными видами услуг в сфере госзакупок широко востребованы и объективно оправданы юридические услуги для защиты интересов заказчика.
Вполне очевидно, что профессионально и грамотно оценить ту или иную спорную ситуацию и перспективы её разрешения, аргументированно обосновать позицию представляемой стороны, правильно применить действующие нормы законодательства, качественно оформить процессуальные документы под силу только квалифицированным  специалистам в области права, т. е. юристам.
Как правило, заказчик обращается к закупке юридических услуг, если в штате нет юриста, увеличился объём работы, связанной с правовым обслуживанием организации (учреждения), или возникла потребность в специальных юридических познаниях в конкретной сфере, в юридическом сопровождении проекта и т.д.
В данной статье предлагаем рассмотреть некоторые особенности госзакупки юридических услуг в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44).

В соответствии с положениями ФЗ-44 заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учётом специфики объекта закупки и требований норм вышеуказанного закона. При этом, как показывает практика, при осуществлении закупок юридических услуг заказчики чаще всего прибегают к проведению открытых конкурсов и аукционов в электронной форме.
Следует отметить, что при осуществлении закупки юридических услуг независимо от способа определения исполнителей, заказчик, безусловно, рассчитывает на качественное оказание подобных услуг. При этом качество таких услуг напрямую зависит от квалификации участника закупки, его опыта по оказанию услуг в указанной сфере.
В данном случае речь идёт о квалификации участников закупки как об одном из критериев, который может использоваться заказчиком для оценки заявок участников закупки в рамках ФЗ-44. Так, в соответствии с частью 4 статьи 32 ФЗ-44 заказчик обязан указать в документации о закупке используемые им при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. Неуказанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае проведения, например, конкурса на оказание юридических услуг максимальная значимость нестоимостных критериев оценки заявок предусмотрена в размере 60 процентов. Указанное обстоятельство подтверждает преобладающую роль квалификации участников закупки в системе критериев при оценке заявок участников на оказание юридических услуг.
Пункт 4 части 1 статьи 32 ФЗ-44 конкретизирует критерий оценки заявок  «квалификация участников закупки» путём указания на его составляющие: наличие у  участников закупки финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации.
В этой связи для оценки заявок по критерию «квалификация участника закупки» в данном случае рекомендуем заказчикам сосредоточить своё внимание на следующих составляющих:
  •  наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, что подтверждается данными о положительных результатах участия в рассмотрении судебных споров, копиями  уже исполненных договоров (контрактов) об оказании услуг сопоставимого характера и актов выполненных работ по указанным договорам (контрактам), отчётов об оказанных услугах;
  • наличие деловой репутации участника конкурса, что подтверждается отсутствием претензий и споров с заказчиками по качеству оказанных им услуг, копиями положительных отзывов и благодарственных писем от заказчиков;
  • количество юристов, привлекаемых участником конкурса к оказанию услуг;
  • количество юристов, привлекаемых участником конкурса к оказанию услуг,  имеющих учёные степени (звания) по юридической специальности, что подтверждается копиями документов о присуждении (присвоении) соответствующей учёной степени (звания).
В контексте данных рекомендаций важно различать «квалификацию участников закупки», с одной стороны, как критерий для оценки заявок участников конкурса, а с другой стороны —  как требование к  участнику конкурса.  
Обратите внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 33 ФЗ-44 не допускается включение в документацию о закупке требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы, а также требований к деловой репутации участника закупки.
Таким образом, правила применения одного понятия «квалификация участников закупки» в рамках ФЗ-44 различны, что требует от заказчика определённой степени внимательности и аккуратности при разработке документации о закупке в одном случае и оценке заявок участников закупки — в другом.

Хотелось бы остановиться ещё на одном важном аспекте, связанном с особенностями закупки юридических услуг. Речь идёт о формировании цены на  юридические услуги.
Дело в том, что на этапе размещения заказа, как правило, невозможно с абсолютной  точностью определить объём юридических услуг.
Поэтому при формировании цены на данный объект закупки заказчик обязан руководствоваться требованием пункта 2 статьи 42 ФЗ-44, согласно которому в случае, если при заключении договора невозможно определить объём юридических услуг, заказчик должен указать цену единицы услуги. При этом в тексте договора должно содержаться обязательное условие о том, что оплата юридических услуг осуществляется по цене единицы услуги, исходя из объёма фактически оказанных услуг.
Что касается определения цены единицы услуги, то данный вопрос должен быть решён в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44 с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). 
Учитывая, что ситуация, при которой заказчик не может определиться с объёмом необходимых ему юридических услуг, достаточно распространена, рекомендуем заказчикам составлять перечень юридических услуг с указанием цены за каждую из услуг, приведённых в перечне.  При этом оплата должна быть произведена  на основании акта о фактически оказанных юридических услугах и в соответствии с ограничениями по стоимости договора  согласно требованиям ФЗ-44.

Еременко Елена Валерьевна 
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрисконсульт ЮТЦ «Ориентир» 
01.06.2017 г.


ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.