Закрыть

Раздел "Архив"

Хитрости заказчика

К сожалению, сфера размещения государственного и муниципального заказа не всегда соответствует букве закона, что подтверждается сегодня рядом практических примеров. Заказчики, выступая главными распорядителями бюджетных средств, зачастую проводят закупки с нарушением требований Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2007 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94), Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» (далее — ФЗ № 135), а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность госзаказа. Такие закупки, не лишенные даже порой коррупционной составляющей, безусловно не могут не отразиться на участниках размещения заказа, заинтересованных принять участие в них.

Данный материал выступит своего рода панацеей для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которая позволит им не только профессионально и эффективно участвовать в госзакупках, но и легко и быстро распознавать основные их «уловки», формируя тем самым представление о типичных злоупотреблениях, допускаемых заказчиками в ходе размещения заказа.

Если в ходе своей профессиональной деятельности вы столкнулись с похожими «хитростями» или хотите что-нибудь добавить к нижесказанному, пожалуйста, оставляйте свои комментарии! Ваше мнение и опыт очень важны для всех участников сферы госзаказа!

При формировании извещений и документации по торгам заказчики сознательно включают в документацию и спецификацию по закупкам требования, которые ограничивают круг потенциальных участников размещения заказа, претендующих на заключение контракта:

№ п/п Хитрость Пример из проведенных торгов Что делать?
1. Заказчик сообщает ценовое предложение, содержащееся в котировочной заявке «нежелательного» участника «своему» поставщику, в победе которого заказчик заинтересован.
 

Нет, наверное, ни одного участника запроса котировок, который бы не сталкивался с описываемой проблемой, обнаруживая, что кто-то из участников выиграл запрос котировок, выиграв закупку с разницей с ним в несколько рублей. Об этом знают все: от поставщиков до Правительства России и Президента.

Схема всегда примерно такая:
В момент подачи заявок на запрос котировок заказчику поступили 5 заявок в письменной форме. Заказчик просматривает каждую поступившую заявку (до окончания срока подачи заявок) и сообщает все ценовые предложения участников «своему» поставщику. В результате чего «свой» участник, зная ценовые предложения конкурентов, предлагает поставить товар (выполнить работу, оказать услугу) по более низкой цене.

 

Комментарии:

 

Здесь важно отметить следующее: закон не содержит требования о предоставлении заявок на запрос котировок в запечатанном виде, а значит, заказчик беспрепятственно (и, собственно говоря, ничего не нарушая) может ознакомиться с содержимым заявок, ведь процедуры вскрытия заявок для запроса котировок тоже не предусмотрено. А вот разглашение сведений, которые были получены заказчиком в ходе приема заявок, «своему» поставщику можно рассматривать как нарушение закона «О защите конкуренции».

Жаловаться на такие действия заказчика не имеет смыcла, если у участника запроса котировок нет доказательств нарушения заказчиком процедуры проведения запроса котировок. Без доказательств это будет лишь голословное обвинение, а следовательно необоснованная жалоба, потерянное время и контракт.

 

Однако нужно сказать, что в некоторых регионах России была создана прекрасная система, которая почти полностью искоренила подобные нарушения заказчика («почти», потому что какое-то количество поставщиков продолжали подавать заявки на бумажных носителях). Например, система электронных закупок (СЭЗ) «РЕФЕРИ», функционирующая в Ростовской области. В СЭЗ  «РЕФЕРИ» реализована возможность подачи котировочной заявки в электронном виде с использованием электронной подписи, контроль за действиями участников закупки ведет исключительно система, которая проверяет и полноту сведений, заполняемых на сайте, и легитимность электронной подписи, которой подписывается заявка. При этом заказчик получает доступ к информации, содержащейся в котировочных заявках, только после окончания срока приема заявок.

Комментарии (5)

2.  

Указание в проекте государственного контракта только односторонней ответственности исполнителя по контракту.


 

Зачастую в проектах контрактов совершенно отсутствует ответственность заказчика за нарушение условий исполнения контракта. В одном из контрактов было указано только то, что «В случае просрочки Поставщиком исполнения обязательств по настоящему контракту Заказчик вправе взыскать с Поставщика пени. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательств. Размер пеней устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.» Причем размер пеней в каждом отдельном случае может быть совершенно различный: и 0,1, и 0,5, и 1 % от суммы контракта за каждый день просрочки. При этом могут быть предусмотрены наряду с пенями и штрафные санкции в отношении поставщика.

Тогда как к заказчику может быть применена ответственность лишь в виде пеней (неустойки), которые начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, размер которых устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.


Безусловно, в любом контракте должна отражаться обоюдная ответственность сторон, поэтому очень важно, чтобы в текст контракта наряду с ответственностью поставщика (подрядчика, исполнителя) вошли условия об ответственности заказчика за его действия (бездействие), т. к. даже подписание госконтракта с заказчиком не всегда означает, что такой контракт будет исполнен с обеих сторон.


 

Планируя участвовать в том или ином заказе, участник размещения заказа заранее должен ознакомиться не только с документацией по закупке, но и внимательно изучить проект контракта, прилагаемый к ней. В том случае, если потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) согласен со всеми его пунктами, стоит подавать заявку на участие. Особое внимание в проекте контракта следует обращать на раздел «Ответственность сторон». Если участника размещения заказа смущают какие-то положения об ответственности сторон, он может обратиться к заказчику с официальным запросом о разъяснении спорных норм контракта либо принять решение не участвовать в этой закупке.


Если заказчик нарушает условия исполнения контракта, то поставщику (исполнителю, подрядчику) рекомендуем подавать жалобу в территориальное УФАС РФ либо иск в суд на действия такого заказчика, при этом шансы поставщика выиграть дело в суде увеличатся значительным образом, если в тексте контракта будут подробно оговорены все подобные ситуации, а также детально расписана процедура возмещения заказчиком убытков.

Комментарии (2)

3.
 

Установление требования об исполнении обязательств по контракту в нереально короткие сроки с целью лоббирования интересов «своих» поставщиков.


 

Это, пожалуй, одна из самых распространенных и труднодоказуемых хитростей заказчика. Особенно часто испытывают это на себе участники госзаказа, которые работают в области строительства и IT-технологий.

Приведем примеры некоторых закупок, в которых это ярко прослеживается. Так, в одной из закупок было указано, что разработка проектно-сметной документации для выполнения капитального ремонта помещения должна быть осуществлена за 1 неделю (реальный срок минимум 45—50 дней); в одном из открытых конкурсов нужно было разработать интернет-портал (не просто сайт) по индивидуальному заказу в течение 15 дней (реальный срок минимум 3—4 месяца). Не удивительно, что как правило, в таких закупках принимает участие только один поставщик, и с ним же заключается контракт по начальной цене.


Комментарии:


Как показывает практика, в ряде случаев контракты, заключенные по результатам таких закупок, либо уже исполнены (частично исполнены) «своими» поставщиками, либо их в состоянии исполнить только «свой» поставщик, у которого уже имеется в наличии все необходимое для исполнения контракта.


Злоупотребления, связанные с установлением некорректных сроков, возникают, прежде всего потому, что законодательно этот вопрос никак не урегулирован, не существует на сегодняшний день на государственном уровне специальных экспертных групп, которые смогли бы осуществить независимую экспертизу и оценку обоснованности установления заказчиком сроков исполнения обязательств по контракту.


 

В этом случае участник торгов может обратиться в УФАС или в органы прокуратуры с заявлением о нарушении своих прав со стороны заказчика, тем самым инициировав процесс разбирательства, в ходе которого будет установлена обоснованность указанных заказчиком сроков.


Контролирующие органы, проведя соответствующие проверки, смогут отследить, за счет чего поставщик смог исполнить указанную в документации работу, услугу в заявленные заказчиком сроки. Например, проверить, какое количество специалистов было привлечено исполнителем для выполнения работы, оказания услуги (сколько их всего работает в организации, сколько, возможно, было привлечено по договору найма); был ли субподряд (что также должно подтверждаться соответствующими договорами); есть ли у исполнителя техническое оснащение и ряд других средств, которые обеспечили исполнение контракта надлежащим образом в установленные сроки.

Если же контролирующие органы бездействуют или не заинтересованы в обоснованном решении по делу, то можно обжаловать такое решение в суде.

Комментарии (2)

4.  

Содержание в документации по закупке обязательных требований к участнику заказа, не предусмотренных ФЗ № 94.

 

В документации по электронному аукциону заказчики указывают в качестве обязательного требования декларирование участником размещения заказа своего соответствия ст. 11 ФЗ № 94 (в ряде случаев подтвердить эту информацию документально).

Например, справку из ИФНС об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.


Комментарии:


Требование выполнения данного условия является незаконным в силу ряда норм ФЗ № 94.

Так, в соответствии с ч. 3.2 ст. 25, ч. 2.1 ст. 35 в заявке на участие в торгах декларируется соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным в пунктах 2—4 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Данные нормы закона были дополнительно разъяснены в Письме ФАС России, в котором говорится, что требовать документального подтверждения соответствия участника размещения заказа нормам ч. 2-4 ст. 11 незаконно.


Кроме этого, на Официальном сайте госзакупок очень часто можно встретить закупки, где заказчик требует предоставления документов, наличие которых не требуется для осуществления указанных в документации видов деятельности, как правило, это лицензии, допуски СРО. Чаще всего заказчик делает это из-за того, что не сведущ в вопросе и действует по принципу «лучше подстраховаться». На практике нам неоднократно встречались подобные закупки. Так, в одной из них требовался допуск СРО на генподряд, хотя осуществлялся текущий ремонт объектов не капитального строительства, в другой обязательным требованием для участия в электронном аукционе было предоставление лицензии на осуществление работ, связанных со сведениями, составляющими государственную тайну, хотя в таком случае должен был быть объявлен закрытый аукцион.


 

Подобного рода требования со стороны заказчика являются незаконными. Следовательно, если за непредоставление указанных документов заявка участника размещения заказа была отклонена заказчиком, то такие действия заказчика нужно обжаловать в территориальный УФАС.


Однако же если поставщику не составляет труда предоставить такие документы (может быть, он по собственному желанию планировал предоставить доказательства своего полного соответствия требованиям заказчика для подтверждения своей надежности и добросовестности, даже если заказчик на это не указывал в документации, например, в случае со справкой из ИФНС), то он вправе их предоставить.


Кроме этого, всегда стоит обращаться к заказчику за разъяснением мотивов, которые побудили его указать в качестве обязательного требования предоставление документов, не предусмотренных законом. Основная масса заказчиков готова прислушаться к профессионалам и исправить ошибки, внеся изменения в документацию, ведь заказчику тоже не очень хочется участвовать в административных или судебных разбирательствах, и меньше всего он заинтересован в том, чтобы его закупка была признана недействительной.

Комментарии (5)

5.  

Несоответствие наименования размещаемого заказа технической спецификации и проекту государственного контракта.

 

Государственный заказчик размещал заказ с предметом контракта «Закупка офисной мебели», а в спецификации указывались наименования товаров, относящихся к специализированному медицинскому оборудованию (кушетки медицинские физиотерапевтические, гинекологические кресла, тумба передвижная и т. д.), что создает участникам размещения заказа трудности при поиске закупок, относящихся к специфике их работы.


Бывают и такие ситуации, когда наименование закупки сформулировано очень расплывчато. Мы встречали закупку, в наименовании которой было указано: закупка основных средств, а в спецификации в наименовании товаров были указаны системные блоки, дисковод для дискеты.

 

В данном случае рекомендуется осуществлять поиск закупок, как указано в п. 2, и при этом лучше всего просматривать не только названия закупок (особенно, если из таких названий ничего не понятно), но и открывать хотя бы извещения, содержащие конкретные наименования закупаемого товара, работы, услуги.

При этом нужно понимать, что заказчик не всегда может найти в классификаторе (ОКДП) конкретное наименование того товара, работы, услуги, закупить которые ему необходимо, и тогда он использует наиболее близкое наименование.


Если участник размещения заказа считает, что его права нарушены действием заказчика, то он вправе обратиться с жалобой в территориальный УФАС. При этом участник госзаказа должен будет доказать умысел заказчика в подобных действиях.

Комментарии (2)

6.  

Иногда в наименовании заказа заказчик чаще всего ненамеренно, по невнимательности или в силу своей безграмотности допускает орфографические ошибки, описки, а иногда специально, с целью затруднить поиск такой закупки на Официальном сайте для «чужих» участников.

 

Очень часто на Официальном сайте по госзакупкам можно встретить такие формулировки, как: закупка катриджей, програмного обеспечения, преобретение аккамулятора.


Такую закупку не составит труда найти «своему» поставщику (подрядчику, исполнителю), тогда как все остальные участники госзаказа, используя поиск по контекстному наименованию закупки, вводя наименование правильно, найти ее не смогут.


Безусловно, понять, намеренно или не специально заказчик допустил ту или иную ошибку (описку), невозможно, но если подобные ошибки (описки) повторяются постоянно, то это наводит на размышления. Особенно надеемся, что данная статья заставит задуматься заказчика: либо стоит повышать квалификацию своего персонала, либо сознательно отказаться от подобных действий, ведь такие «уловки» заказчика для участников торгов давно не новость, и они находят способы, как с этим бороться.


 

Для того чтобы у участников госзаказа не возникало подобных трудностей, рекомендуем каждый день просматривать все размещенные закупки за предшествующий день (хотя бы в рамках того (тех) региона (регионов), где поставщик преимущественно работает). Рекомендуем, чтобы специально для этого был назначен(ы) сотрудник(ки), у которого(х) вскоре появятся навыки в поиске нужных закупок. Иначе отследить закупки с ошибками в написании не представляется возможным.


Обращение в контролирующие органы с жалобой на действия заказчика считаем неэффективным, поскольку доказать умысел в совершенном деянии заказчика будет практически невозможно.

Комментарии (3)

7. Заказчики недостаточно подробно, а зачастую совершенно не расписывают технические характеристики закупаемых товаров, работ, услуг, в результате чего поставщик не всегда понимает, какие конкретно товары, работы, услуги заказчик планирует закупить. Чаще всего такие ситуации возникают при размещении заказов в области строительства, в основном при выполнении работ по текущему или капитальному ремонту. Заказчики по каким-то причинам не размещают на Официальном сайте обязательную информацию по закупке, например, проектно-сметную документацию, графики выполнения работ и другие сведения, без которых невозможно подготовить правильную заявку, что, как правило, влечет к признанию заявки не соответствующей требованиям документации. 

Кроме того, и в других отраслях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг могут возникать подобные проблемы. На практике был такой случай, когда заказчик указал спецификацию по закупке следующим образом: приложения Microsoft Office. Не одного участника торгов поставило в тупик такое описание товара, ведь у каждого из участников под выделенную сумму появится свое представление, какие приложения должны входить в приобретаемый пакет Office.

Как правило, в таких закупках победителем становится «свой» поставщик, который подает заявку с наличием в ней всей необходимой информации и в соответствии с пожеланиями заказчика.
Прояснить ситуацию отсутствия технических характеристик товара, работы, услуги участник размещения заказа может еще на этапе подачи заявок. Мы рекомендуем в первую очередь обращаться напрямую к заказчику с вопросами: по телефону, указанному в контактной информации, а при размещении заказа в форме торгов задавать заказчику официальные запросы с просьбой подробно разъяснить информацию о предмете закупки. Особенно важно использовать возможность задать официальный запрос о разъяснениях спецификации, когда заказчик отказывается общаться лично (а такое нередко бывает). Если ответы на запросы, предоставленные заказчиком, все же не позволяют сформировать полное представление о предмете закупки, то в этом случае можно обратиться с жалобой в территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы РФ (УФАС РФ) на нарушение требований ФЗ № 94. При этом можно предоставить скриншоты ответов заказчика для доказательства своих доводов.
Комментарии (2)






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

Использовать текст данного материала в целях размещения его на своем сайте без указания авторства и ссылок на источник запрещено.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.