Закрыть


Список статей

Изменения Федерального закона № 94-ФЗ в части проведения открытых аукционов в электронной форме (электронных аукционов): что было и чего теперь ждать

как провести аукцион в электронной формеизменения федерального закона № 94-ФЗС 1 июля 2010 года статья 41 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон № 94-ФЗ) утратила свою силу. Привычная ненавязчивая процедура проведения открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона) сменилась довольно продолжительной и запутанной процедурой, которой отведена теперь целая новая глава – гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ.

Только элементарное сравнение описания процедуры проведения электронных аукционов по «новым правилам» уже пугает своим объемом: если ранее описание процедуры по ст. 41 Закона № 94-ФЗ занимало примерно пару листов, то теперь процедуру проведения электронного аукциона растянули на 12 статей, описанных на 20 листах. А ведь чем больше написано, тем больше вероятность запутаться в правильности и законности действий всех участников процесса. Недосказанность, нелогичность, противоречивость, двойственность – это все слова, которыми можно охарактеризовать статьи гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ (это, конечно же, не значит, что все остальные статьи этого закона написаны идеально, но эта все же выделяется среди них). Всевозможные форумы по госзакупкам изобилуют диспутами и разборами гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ, все обсуждают ее несовершенство, и с трудом верится, что обо всех недовольствах не знают там, «наверху». Только спустя 8 месяцев после вступления в силу гл. и 3.1 Закона № 94-ФЗ опубликованы первые изменения к ней. Сказать честно, была надежда на то, что все-таки наше правительство внемлет чуть ли не отчаявшимся участникам размещения заказа и внесет поправки во все статьи, которые вызывают множество разногласий, вопросов, устранит все «ляпы», так сказать. Но, увы! Да, кое-что в самой процедуре проведения электронного аукциона уточнили (то, о чем ранее мы просто догадывались), но остались моменты недосказанности, которые по-прежнему вводят в тупик.

Заказчикам и участникам размещения заказа теперь предстоит запастись терпением, так как самое неприятное во всей процедуре проведения электронного аукциона по «новым правилам» то, что она может растянуться на неопределенное время, и нет уверенности в том, что муниципальный или государственный контракт будет заключен к определенной дате, да и будет вообще заключен. Это затягивание может быть связано с тем, что победитель электронного аукциона, которому направлен проект муниципального или государственного контракта, может отказаться от его заключения. Тогда Заказчик может направить проект муниципального или государственного контракта следующему участнику, но при условии, что этот участник не отозвал свою заявку. Т. о., если участники будут уклоняться или отказываться от заключения муниципального или государственного контракта, Заказчик будет вынужден направлять проекты контракта следующим участникам, и процедура растянется на довольно продолжительное время. Заказчик будет вынужден ждать, когда будет подписан контракт хоть с каким-то участником, который соответствует всем требованиям. Как следствие, будут затянуты сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в них даже к тому времени, как это ни странно звучит, может отпасть необходимость.

Представители Минэкономразвития и ФАС России озвучивают в своих интервью цифры 50-100 как ожидаемое количество участников на электронный аукцион по многим лотам. Но если предположить, что один участник захочет принять участие в нескольких аукционах, то ему придется иметь на счету (на электронных площадках у каждого участника есть счет, на котором должны быть денежные средства, как минимум, для возможности участия в электронном аукционе, т. к. обеспечение заявки на электронный аукцион является обязательным требованием в «новых аукционах») довольно солидную сумму. Т. о. участник должен будет держать на счету «замороженными» денежные средства только лишь для возможности принять участие в электронных аукционах. Нет полной уверенности в том, что найдется много таких «состоятельных» участников, которые с легкостью смогут изъять из оборота значительную сумму для «замораживания» на электронных площадках. А ведь среди прочих преимуществ «новых аукционов» озвучивают продвижение малого и среднего бизнеса…

Прозрачность торгов по «новым правилам» тоже под сомнением – всегда найдутся способы привлечь «нужных» участников ради того, чтобы муниципальный или государственный контракт был заключен на выгодных для обеих сторон госзаказа условиях, и тут третья сторона – оператор торговой площадки, который призван играть роль некоего посредника между Заказчиком и Участником – никаким образом не сможет вмешаться. Заказчики и Поставщики уже привыкли работать друг с другом, а привыкать к новшествам они будут долго и упорно будут сопротивляться навязанной им очередной процедуре.

Подводя итог столь беглого анализа новой процедуры проведения электронного аукциона, можно сказать, что все «прелести» изменения законодательства, связанные с электронными аукционами, по достоинству и адекватно можно будет оценить только после 01.01.2011, когда проведение таких аукционов станет обязательным для всех Заказчиков РФ. Ну, что ж, поживем – увидим.



Галушко Елена Владимировна
руководитель службы сопровождения СЭЗ «Рефери»
НПО «ЭФА»

17.09.2010 г.


Вас интересует, как правильно принять участие в электронном аукционе? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В помощь участникам размещения заказа - памятка для участия в электронных аукционах.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.