Специфика проведения торгов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работНа практике нам очень часто приходится обращаться к Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон), в соответствии с которым заказчики размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг путем проведения запроса котировок, конкурса, аукциона или согласно ст. 55 Закона. Но помимо «повседневных» простых закупок с традиционными предметами контракта (продукты питания, канцелярские товары, текущий ремонт, страхование автогражданской ответственности) существуют и такие специфичные виды закупок, которым Закон уделил недостаточное внимание, поэтому они, как правило, вызывают большое количество вопросов. К таким закупкам относятся открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее по тексту — НИОКР). Это связано с тем, что заказы на НИОКР размещаются довольно малой аудиторией заказчиков, которые по специфике своей деятельности заинтересованы в научных исследованиях и в создании новой интеллектуальной продукции. Заказчик сталкивается со сложностями уже на этапе формирования конкурсной документации, поскольку здесь он должен составить техническое задание исходя из своих целей и индивидуальных потребностей, а это не всегда просто при отсутствии возможности просмотреть аналогичные закупки по заданной тематике. Трудности при размещении заказов на НИОКР связаны еще и с тем, что заранее заказчику описать результаты выполненных работ достаточно сложно, и поэтому при размещении заказа заказчик фактически оплачивает время, затрачиваемое научным коллективом специалистов определенной квалификации на решение поставленной задачи. При этом качество выполненных работ тоже не всегда прямо зависит от суммы размещаемого заказа, т. е. иногда контракты с низкими начальными (максисмальными) ценами могут привести к более качественному выполнению работ, нежели те работы, которые потребовали от заказчика больших финансовых затрат. Итак, под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами понимается комплекс мероприятий, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство и включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут выполняться по специальному заказу заказчика. В большей степени отношения по поводу выполнения данного вида работ регулируются договором, заключенным на основании положений ст. 769 Главы 38 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ). Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее». При этом ст. 769-774 ГК РФ четко разграничивают договоры на выполнение НИОКР и выделяют два вида таких договоров:
Договор на выполнение НИОКР может включать как выполнение одновременно научно-исследовательских (далее по тексту — НИР) и опытно-конструкторских работ (далее по тексту — ОКР), так и только одного вида работ. В соответствии с действующим законодательством к договорам на выполнение НИОКР применяются некоторые нормы, установленные для договоров подряда, но у договора на НИОКР есть и свои особенности. Рассмотрим отдельные из них. При выполнении НИОКР исполнитель обязуется провести научные исследования лично либо, если иное не предусмотрено договором, например с согласия заказчика, он вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике, предусмотренные ст. 706 ГК РФ. У заказчика согласно п. 8.3 ч. 4 ст. 22 Закона есть возможность заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа (далее — УРЗ) при размещении заказа на выполнение двух и более НИОКР в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации. В данном случае НИОКР составляют один лот. И заказчик указывает количество таких контрактов. При этом все стороны договора на выполнение НИОКР обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ. УРЗ в таких договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:
В свою очередь, заказчик в договорах на выполнение НИОКР обязан:
Как правило, в договор на выполнение НИОКР включаются условия об интеллектуальной собственности, регулирующие следующие вопросы:
Таким образом, после того как заказчик становится полноценным владельцем прав на объекты интеллектуальной собственности, входящие в результаты НИОКР, исполнитель, в свою очередь, получает право использовать для собственных нужд эти объекты, причем с соблюдением норм, содержащихся в законодательстве об интеллектуальной собственности в ГК РФ, ФЗ № 316 от 30 декабря 2008 г. «О патентных поверенных». При формировании начальной (максимальной) цены контракта стоимость выполняемых НИОКР обычно определяется исходя из расчета утверждаемых заказчиком затрат на оборудование, материалы и т. п. и повременной оплаты труда научных сотрудников. В качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение НИОКР является одинаковой, и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены. В случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ, и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта. Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной такой работы. Заявка, поданная одновременно в отношении двух или более работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику. Если по результатам подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в конкурсной документации количества НИОКР, конкурс признается несостоявшимся и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки на участие в конкурсе, в порядке, установленном ч. 12 ст. 25 Закона, при условии, что такие заявки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией. По условиям государственных контрактов на НИОКР права на коммерческое использование результатов НИОКР (при безусловном соблюдении авторских прав разработчиков), как правило, принадлежат заказчику. Особенности участия в торгах на право выполнения НИОКР
Светличная Лилия Алексеевна 21.03.2011 г. У вас остались вопросы о том, что такое заказы на НИОКР и как правильно проводить торги на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ. Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка сайта ООО ЮТЦ "Ориентир", 2010 |