Закрыть


Список статей

Новое в применении Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

16—17 апреля 2015 года в городе Ростове-на-Дону состоялась IX региональная практическая конференция-семинар «Контрактная система в сфере закупок: применение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с учетом внесенных изменений» (далее — ФЗ № 44), на которой присутствовали представители заказчиков и поставщиков со всего юга России. Ведущим докладчиком выступил заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок сертифицированный преподаватель в сфере закупок  Александр Николаевич Евсташенков. 

Государственные и муниципальные заказчики уже больше года работают по новому ФЗ № 44 и в связи с этим столкнулись с определенными трудностями, кроме того, регулярно выходят приказы, письма и методические рекомендации различных министерств и ведомств, уточняющие работу по указанному закону, а также принимаются изменения в ФЗ № 44, что, несомненно, усложняет работу и заказчиков, и поставщиков, заставляя их внимательнее изучать законодательство.  

В ходе мероприятия докладчик — Евсташенков А. Н. отметил наиболее проблемные области применения законодательства и ответил на вопросы слушателей. 

Проведем обзор основных тезисов выступления докладчика.

Обзор изменений, внесенных в ФЗ № 44 за последнее время

В начале своего доклада А. Н. Евсташенков перечислил нарушения, наиболее часто допускаемые заказчиками при осуществлении закупок: в первую очередь заказчикам стоит помнить, что наименование производителя товара не должно быть прописано в извещении и в конкурсной (аукционной) документации, даже в рекомендуемой форме, а в случае если предметом закупки выступает поставка товара, то в заявке участника закупки должно быть обязательно указано наименование страны происхождения товара. Во-вторых, при проведении электронного аукциона комиссия заказчика обязана отклонить заявку при выявлении недостоверной информации в любой из частей заявки участника закупки на любом этапе (ч. 6.1 ст. 66 ФЗ № 44). Третья наиболее распространенная ошибка допускается  заказчиком при проведении закупки с помощью запроса котировок, здесь заказчик обязан в случаях, предусмотренных законом, потребовать документы, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям национального режима (ст. 14 ФЗ № 44), в ряде случаев, как показывает практика, заказчиками нарушается данное требование закона.

Важные изменения в ФЗ № 44 внес Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», согласно которому печать для юридических лиц (ОАО, ООО) не является обязательной, при этом унитарные и некоммерческие организации обязаны иметь печать в наличии. Наличие или отсутствие печати у юридических лиц указывается в уставе. В отношении иных форм коммерческих организаций (хозяйственные товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы) законодательством требование о наличии печати не установлено. 
 
Отдельные новые акты Правительства РФ, принятые в развитие ФЗ № 44

Первым постановлением, на которое обратил внимание участников конференции Александр Николаевич, было Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — ПП № 99).

ПП № 99 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении отдельных видов закупок (строительные работы, реставрация, оказание услуг общественного питания (поставка продуктов питания) и т. д.) в приложении № 1 к ПП  РФ № 99, а также устанавливает отдельные виды продукции, отнесенные к технически сложным, инновационным, высокотехнологичным, специализированным, для целей проведения конкурса с ограниченным участием в приложении № 2 к ПП РФ № 99. Заказчику необходимо иметь в виду, что данное постановление не распространяется на открытые конкурсы, запросы котировок, запросы предложений. Следовательно, при проведении данных процедур закупок заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участнику закупки.

Следующим, но не менее важным стало Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — ПП № 196), которое вносит изменения в сроки уплаты неустоек в 2015 году. При этом на заказчика возложена обязанность по контролю сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Если сроки исполнения обязательств по контракту, предусмотренные непосредственно контрактом, нарушены, заказчик обязан взыскать неустойку, даже в случае небольшой суммы неустойки, кроме того, заказчик должен разместить сведения о назначении неустойки в реестре контрактов. Таким образом, если просрочка обязательств по контракту составляет даже 1 день, заказчик обязан взыскать неустойку. Так, на основании ПП № 196 в 2015 году неустойка взыскивается следующим образом: если сумма неустойки составляет менее или 5 % от цены контракта, то ее необходимо списать и не взыскивать с поставщика; если неустойка составляет сумму от 5 % до 20 % цены контракта, то 50 % неустойки списывается при условии, что 50 % будут оплачены поставщиком до конца года; если сумма неустойки составляет более 20 %, то поставщику предоставляется отсрочка уплаты до конца года.

Еще одним постановлением, которое касается изменения срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товаров, работ, услуг, цены количества товаров, работ, услуг по соглашению сторон, стало Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году» (далее — ПП № 198). Условия применения ПП № 198: если срок исполнения контракта заканчивается в 2015 году, срок исполнения контракта составляет более 6 месяцев и исполнение контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно, при этом предметом контракта является поставка товаров, работ, услуг, включенных в перечни (утвержденные федеральным органом исполнительной власти при цене контракта более 1 млн руб.; утвержденные высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, местными администрациями при цене контракта более 1 млн руб., но менее 5 млн руб.), или строительство, реконструкция, техперевооружение, включая приобретение оборудования по смете строек, сохранение ОКН, то при соблюдении вышеперечисленных условий ПП № 198 применяется в следующем порядке: поставщик направляет заказчику обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), затем заказчик в течение 30 дней рассматривает обращение и принимает решение.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта»  заказчик в извещении о закупке может указать случаи, при которых он не будет требовать  предоставления обеспечения исполнения контракта от участника закупки, с которым заключается контракт (например, от субъектов малого предпринимательства). Но если в извещении такое указание отсутствует, то заказчик обязан требовать обеспечение от любого победителя процедуры закупки.

Применение национального режима при осуществлении закупок 

Отдельная тема, которая была затронута докладчиком, — это применение национального режима при осуществлении закупок. Этот вопрос особенно актуален сейчас, когда деятельность Российской Федерации ущемлена санкциями зарубежных государств.

Ограничения на закупку иностранной продукции существуют в 4-х сферах:

1. Оборона страны и безопасность государства (регулируется Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»).

2. Машиностроение (регулируется Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ПП № 656)), запрет не распространяется на машины, бывшие в употреблении. ПП № 656 устанавливает запрет на допуск товара, страной происхождения которого являются иностранные государства, за исключением Республики Беларусь, Республики Армения и Республики Казахстан. Для подтверждения страны происхождения товара заявка участника закупки должна содержать сертификат о происхождении товара. Если заказчик закупает не сам автомобиль, а услуги, связанные с перевозкой,  то к таким контрактам ПП № 656 не применяется. 

3. Легкая промышленность (регламентировано Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для федеральных нужд»), постановление применяется только заказчиками федерального уровня, при этом в перечень входят не только товары легкой промышленности, но и услуги по их производству. 

4. Медицинские изделия (закупка регулируется Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ПП № 102)), ПП № 102 не применяется при рассмотрении первой части заявки на участие в электронном аукционе. Для подтверждения страны происхождения товара ко второй части заявки на участие в закупке должен быть приложен сертификат, выданный торгово-промышленной палатой (СТ-1). Если сертификат формы СТ-1 не приложен к заявке, то автоматически заказчик должен считать предлагаемый участником товар не российским. В этом случае заказчику необходимо разобраться с вопросом применения ПП № 102 при проведении такой закупки. При этом необходимо отметить, что ПП № 102 не устанавливает запрет на закупку медицинских изделий иностранного происхождения, а предусматривает только обязанность комиссии по осуществлению закупок отклонить заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий (по Перечню согласно ПП № 102), происходящих из иностранных государств (кроме Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, входящих вместе с Россией в Евроазиатский экономический союз (ЕАЭС)). Например, в случае, если на участие в закупке подано три заявки и при этом в одной заявке содержится предложение о поставке медицинских изделий, местом производства которых является иностранное государство (не входящее в ЕАЭС), а в двух других заявках предлагаются к поставке товары различных производителей, странами происхождения которых являются  члены ЕАЭС, то заказчик должен отклонить заявку участника закупки,  предлагающего товары иностранного государства, не входящего в ЕАЭС. Однако в случае если все участники закупки предлагают к поставке товары иностранного происхождения, то ПП № 102 не применяется.

Анализируя опыт применения ПП № 102, докладчик указал на типичную ошибку, допускаемую заказчиками при использовании его на практике: заказчики объединяют в один лот товары, включенные и не включенные в ПП № 102, тогда как необходимо разделять такие товары на два различных лота, иначе это может быть расценено как ограничение конкуренции. Кроме того, заказчик должен в извещении указать применение ПП № 102 и соотношение его с национальным режимом.

5. Преференции товарам российского, белорусского и казахстанского происхождения (определены в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155)). Указанный приказ применяется в случаях закупки товаров, которые перечислены в п. 1 Приказа № 155 (продукты питания, лекарства, медицинские изделия и медицинское оборудование). В силу того, что медицинские изделия входят в ПП № 102 и в Приказ № 155, заказчикам рекомендуется в извещении и в документации о закупке указывать условия, запреты и ограничения на закупку товаров, местом происхождения которых являются иностранные государства, с учетом указанных документов.


Предоставление заказчиками преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов

При применении на практике ст. 28 и ст. 29 ФЗ № 44 многие заказчики зачастую допускают одну очень распространенную ошибку, а именно: объединяют в один лот товары, содержащиеся в перечне и отсутствующие в нем. Тогда как в рамках одного лота могут закупаться товары, работы, услуги только из соответствующего перечня (при предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы — перечень приводится в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»; при предоставлении преимуществ организациям инвалидов — перечень приводится в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта»). За данное нарушение законодателем предусмотрена административная ответственность согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ: штраф в размере 3 000 руб. на должностное лицо.

Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)

Заказчик должен помнить, что согласно ч.1 ст. 30 ФЗ № 44 он обязан осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок. Это значит, что сумма, которую заказчик обязан потратить на закупки у СМП и СОНКО, должна составлять не менее 15 % совокупного годового объема закупок, штраф на должностное лицо, нарушившее этот пункт закона, составляет 50 000 руб. согласно ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Объем закупок, осуществленный у СМП, СОНКО, считается по сумме заключенных контрактов согласно письму Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2868 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также  А. Н. Евсташенковым были озвучены ключевые тезисы по применению ст. 30 ФЗ № 44. Во-первых, нельзя разделять закупки, размещенные для СМП и СОНКО. Норма закона единая, то есть в рамках одной процедуры закупки заказчику необходимо предоставлять преимущества сразу и СМП, и СОНКО. Во-вторых, если в извещении о закупке были установлены ограничения для участия в процедуре закупки только СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (отдельных этапов исполнения контракта) в срок не более 30 дней с даты подписания документов о приемке (ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44). В-третьих, участники закупки, относящиеся к СМП и СОНКО, должны декларировать в своих заявках принадлежность к соответствующей категории, при этом подтверждать свой статус документально, то есть путем предоставления дополнительных подтверждающих документов, участник закупки не должен. 

Кроме этого, докладчик затронул тему отчетности по объему закупок у СМП и СОНКО. Для заказчиков не стало новостью, что согласно ч. 4 ст. 30 ФЗ № 44 по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в ЕИС (на данный момент на сайте  www.zakupki.gov.ru). Составляя отчет, заказчик должен руководствоваться формой отчета и правилами ее заполнения, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Первые итоги работы с формой отчета показали, что многие заказчики допустили ошибки и серьезные нарушения при формировании данного вида отчетности. При этом заказчикам стоит помнить об ответственности, которую они несут в случае неразмещения отчета на сайте www.zakupki.gov.ru: штраф на должностных лиц — в размере 50 000 рублей; на юридических лиц — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ). В случае размещения отчета с нарушением установленных сроков штраф на должностных лиц — в размере 15 000 рублей, на юридических лиц — 50 000 рублей (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Контрактная служба, контрактный управляющий, комиссия по осуществлению закупок: основные нарушения 

Первые итоги работы с ФЗ № 44 наглядно продемонстрировали основные ошибки, которые допускают заказчики при создании контрактной службы, комиссии по закупкам, определении контрактного управляющего, а также ошибки, всплывающие в процессе выполнения ими функций и обязанностей, которыми наделил их руководитель организации заказчика. Докладчиком были озвучены следующие нарушения: создание заказчиком контрактной службы после 31 марта 2014 г. (теми заказчиками, у которых совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн рублей); создание контрактной службы и определение  контрактных управляющих одновременно в одной организации (например, для осуществления закупок для филиалов); включение в состав контрактной службы лиц, не прошедших повышение квалификации, в том числе назначение руководителя контрактной службы без соответствующей квалификации; размещение на сайте www.zakupki.gov.ru  извещений, документации, проектов контрактов осуществляет не сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, а иное лицо. Также на практике имеют место случаи, когда несколько контрактных управляющих осуществляют одну и ту же закупку, в то время как согласно ч. 2 ст. 38 ФЗ № 44 контрактный управляющий отвечает за проведение одной или нескольких закупок; обоснование начальной (максимальной) цены контракта производит не контрактная служба (контрактный управляющий), а иные должностные лица, в состав комиссии включаются лица, не имеющие образования в сфере закупок и не обладающие специальными знаниями по объекту закупки, что противоречит ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44.

Ведомственный контроль в сфере закупок 

Ведомственный контроль в сфере закупок осуществляется на основании ст. 100 ФЗ № 44, на федеральном уровне на основании Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд», на уровне Ростовской области на основании Постановления Правительства РО от 26.12.2013 № 824 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ростовской области», на муниципальном уровне — в порядке, определенном местной администрацией, и в отношении всех подведомственных заказчиков.

Из положений закона о контрактной системе следует, что ведомственный контроль обязаны осуществлять следующие органы: государственные органы, в том числе государственные органы субъектов РФ; государственный контроль по атомной энергии —  «Росатом»; органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы. 

Однако многие органы не выполняют мероприятия по осуществлению ведомственного контроля, а на муниципальном уровне, кроме того, отсутствуют акты об осуществлении ведомственного контроля, что является безусловным нарушением положений действующего законодательства в данной части.

Основные ошибки заказчиков, допускаемые при осуществлении закупок у единственного поставщика 

Несмотря на то, что процедура заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) проходит по упрощенным правилам по сравнению с конкурентными способами проведения процедур закупок, заказчики допускают множество нарушений при применении на практике ст. 93 ФЗ № 44. Лектор  остановился на наиболее типичных ошибках. Так, многие заказчики забывают разместить извещение о закупке, предусмотренное ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44. Также в случаях, когда извещение размещено на сайте www.zakupki.gov.ru, зачастую наблюдается нарушение срока такого размещения. Докладчик еще раз напомнил присутствующим на мероприятии, что извещение должно быть размещено не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Кроме этого, стоит помнить об отчете о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, составлять который необходимо на основании ч. 3 ст. 93 ФЗ № 44. На наличие данного документа органы ведомственного контроля обращают особое внимание при проведении мероприятий по контролю.

Многие заказчики в ряде случаев забывают обосновывать в таком отчете цену контракта и существенные условия контракта. Вместе с этим следует помнить, что непосредственный текст контракта, заключаемого на основании п. 3, 6, 9—14, 17, 18, 22, 23, 27, 30—32, 34, 35, 37—41, 43 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Планирование закупок 

Наиболее часто встречающейся ошибкой заказчиков при осуществлении планирования закупок является то, что многие планы-графики не содержат общую сумму плана-графика. В случае осуществления закупок на основании п. 4, 5, 26 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 заказчик не указывает либо КБК, либо общую сумму, которая будет расходоваться по данной статье.

Как известно, при планировании закупок заказчики руководствуются совместным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20 н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» и совместным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства  от 20.09.2013 № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы». Также лектор напомнил присутствующим на конференции, что на сэкономленные по результатам закупок средства заказчик вправе провести дополнительные закупки, но для этого необходимо данные закупки предварительно внести в план-график. Что касается планов закупок, которые заказчики будут составлять на трехлетний период, то необходимо понимать, что планы закупок будут подлежать ежегодному переутверждению. Например, первый план закупок будет разработан на 2017—2019 годы, в 2017 г. заказчику необходимо утвердить и разместить новый план закупок на  2018—2020 годы. Заказчику стоит помнить, что закупка, не включенная в план-график закупок, не может быть осуществлена. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность. 


Правила описания объекта закупки (составление технического задания) 

Техническое задание по описанию объекта закупки должно отражать объективную потребность заказчика в закупке товаров, работ, услуг, то есть описывать тот товар, который нужен заказчику в действительности, а не тот, который хотелось бы приобрести. Среди часто встречающихся ошибок заказчика при описании объекта закупки лектор обратил внимание слушателей на следующий важный момент: указание заказчика в техническом задании на то, что «продукция должна соответствовать ГОСТу и техническим условиям (далее — ТУ)», является не совсем корректным, так как известно, что ГОСТ и ТУ — это разные документы по юридической значимости. Государственный стандарт закреплен на основании законодательства, а ТУ — это технический документ, разрабатываемый производителем товара. Также заказчику рекомендуется указывать ГОСТ и его конкретный номер, использование фразы «соответствие действующему ГОСТу» неоднозначно, поскольку во время проведения процедуры закупки ГОСТ может быть отменен. Следует помнить, что ГОСТы, принятые до 2003 года, носят рекомендательный характер.

Правила формирования технического задания при осуществлении закупок строительных работ  

Более подробно докладчик остановился на формировании технического задания при осуществлении строительных работ. Так, если предметом закупки выступает выполнение работ по капитальному ремонту, то всегда составляется проектно-сметная документация. Не требуется разработка проектно-сметной документации в случаях, если необходимо выполнить работы по текущему ремонту. При этом многие заказчики не до конца понимают основные отличия текущего ремонта от капитального. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к нормам Градостроительного кодекса (далее — ГрК РФ). Так, согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (например, замена лифтов или инженерных коммуникаций). Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей (сформулировано в постановлении Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (например, покраска стен, оклейка стен обоями)).
 
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — ПП № 87) устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении капитального ремонта.  Согласно ПП № 87 разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. При этом лектор обратил внимание на новое положение, которое было внесено определением Верховного суда РФ от 23.03.2015 № 304-КГ15-1413, согласно которому «в одном лоте можно объединять строительные работы и поставку оборудования», то есть, руководствуясь положениями статей 1, 48, 52 ГрК РФ, ФЗ № 44, суды указали, что объединение в объекте закупки работ по строительству и услуг по установке оборудования не противоречит действующему законодательству. При этом суды пришли к выводу, что формирование заказчиком объекта закупки в таком виде не приводит к ограничению конкуренции. Как известно, у ФАС было абсолютно противоположное мнение по данному вопросу.

Заявки на участие в электронном аукционе и запросе котировок 

В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки предоставляет отдельный файл с согласием на выполнение условий контракта, указанных в документации, и в этом файле были допущены ошибки, например в номере аукциона или неправильно указан срок исполнения контракта, в этом случае закупочной комиссии лучше не отклонять такую заявку, поскольку согласие было предоставлено автоматически с помощью функционала сайта электронной площадки. 

Кроме этого, в ряде случаев закупочная комиссия не отклоняет заявки участников закупки, которые подлежат отклонению в соответствии с действующим законодательством, что, безусловно, является нарушением и может привести к административной ответственности. Так, согласно ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ признание заявки на участие в конкурсе, аукционе соответствующей требованиям документации, в случае если участнику закупки, подавшему заявку, должно быть отказано в допуске, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

Если участник закупки в своей заявке не продекларировал соответствие п. 8 ч.1 ст. 31 ФЗ № 44, то это не является поводом для отклонения  заявки. Также докладчик пояснил, что в случае отсутствия в составе заявки на участие в электронном аукционе решения об одобрении совершения крупной сделки юридического лица такую заявку лучше не отклонять, поскольку заказчику будет крайне сложно доказать, что участие в данной закупке являлось для участника закупки крупной сделкой.

Заявка на участие в запросе котировок 

Если в котировочной заявке участник закупки не указал цену за единицу товара, то это также не является поводом для отклонения заявки, так как согласно п. 2 ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 заявка должна содержать общее предложение о цене контракта. 

Останавливаясь на вопросах отклонения заявок, лектор отметил, что нередки ситуации, когда участник закупки одновременно декларирует в своей заявке принадлежность к СОНКО и СМП, в данной ситуации закупочной комиссии не рекомендуется отклонять такие заявки.

В Письме Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28и-1616 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» сообщается, что  заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении копии лицензии в составе заявки, следовательно, котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. 

Вместе с тем комиссия по осуществлению закупок обязана проверить соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 (ч. 8 ст. 31 ФЗ № 44). Таким образом, котировочная комиссия и заказчик при отсутствии в составе заявки копии лицензии вправе проверять ее фактическое наличие иными способами, в том числе путем направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов. 

В случае выявления факта несоответствия победителя запроса котировок требованию о наличии лицензии, установленному в извещении о проведении запроса котировок, такой участник должен быть отстранен от участия в закупке или заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в порядке, установленном ч. 9 и ч. 11 ст. 31 ФЗ № 44. 

Отдельные вопросы, на которые следует обратить внимание при составлении, заключении и исполнении контракта 

Отказ от заключения контракта

Лектор обратил внимание слушателей, что отказ от заключения контракта — это обязанность заказчика, которая применяется ко всем способам определения поставщика при наличии следующих оснований: несоответствие участника закупки единым или дополнительным требованиям;  участник закупки предоставил недостоверные сведения в отношении своего соответствия ст. 31 ФЗ № 44. 

В случае выявления фактов, указанных выше, заказчик в течение одного рабочего дня со дня выявления факта составляет и размещает на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе от заключения контракта согласно ч. 11 ст. 31 ФЗ № 44 и в течение двух рабочих дней направляет протокол лицу, которому отказано в заключении контракта. 

Если заказчик установил, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям, установленным в извещении, документации, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии на этапе исполнения обязательств по контракту, заказчик на основании ч. 15 ст. 95 ФЗ № 44 обязан принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. 

Основания для одностороннего отказа от исполнения контракта 

Условие о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта может быть включено в контракт (ст. 95 ФЗ № 44; ст. 450 ГК РФ). При этом данным правом может воспользоваться как заказчик, так и поставщик (подрядчик, исполнитель). 

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта на поставку товаров допускается в случае существенного нарушения контракта и регулируется ст. 523 ГК РФ. Существенным нарушением считается: поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров. 

Поставщик, в свою очередь, может отказаться от исполнения контракта на поставку товара в одностороннем порядке при условии нарушения заказчиком договора поставки, которое заключается в неоднократном нарушении сроков оплаты товаров либо неоднократной невыборке товаров (ч. 3 ст. 523 ГК РФ). 

Что касается одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг, то здесь необходимо руководствоваться нормами ст. 782 ГК РФ. Так, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. А исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. 

В случае если предметом закупки выступило  выполнение работ, то односторонний отказ от исполнения контракта возможен в случаях, предусмотренных ст. 715, ст. 717 ГК РФ, а именно: если подрядчик своевременно не приступает к выполнению работ либо выполняет работу настолько медленно, что ее окончание к сроку становится невозможным; если в назначенный срок требования заказчика об устранении недостатков не исполнены подрядчиком. Кроме того, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения контракта (если иное не предусмотрено контрактом), оплатить выполненные работы и возместить убытки. 

Еще раз о назначении неустойки

Александр Николаевич счел необходимым посвятить отдельное время вопросу, касающемуся назначения пени и штрафов. Докладчик пояснил, что неустойка — это неналоговый доход бюджета (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ для получателей бюджетных средств). 

Взыскание неустойки является  обязанностью заказчиков,  за исполнением которой следят  органы государственного финансового контроля.

Требование о взыскании неустоек и для заказчика, и для поставщика указывается в контракте в соответствии с  ч. 5, 6, 7, 8 ст. 34 ФЗ № 44, а также письмом Федеральной антимонопольной службы России от 21.10.2014 № АЦ/42526/14 «О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей» и Постановлением Правительства РФ № 1063 от 25.11.2013 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

При этом необходимо различать понятие пени и штрафа.

Пеня назначается за просрочку исполнения обязательств; начисляется от суммы неисполненных обязательств; размер пени зависит от длительности просрочки.

Штраф назначается за любое нарушение, кроме просрочки; начисляется от  цены контракта; размер штрафа — фиксированный.

Лектор еще раз напомнил о том, что взыскание неустойки может быть осуществлено следующими способами: 1) добровольная выплата поставщиком; 2) из обеспечения исполнения контракта;  3) через уменьшение цены контракта на размер неустойки (письмо ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716 и письмо Минфина России от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959 (ст. 313 ГК РФ)); 4) в судебном порядке. 

В заключение необходимо еще раз отметить, что прошедшая конференция и вопросы, затронутые в докладе А. Н. Евсташенковым, были полезны и актуальны для слушателей. Сфера государственных закупок в Российской Федерации — явление не новое, но все еще не до конца понятное как заказчикам, так и поставщикам. Мы, в свою очередь, надеемся, что в дальнейшем спорные вопросы, все еще существующие в этой системе, будут урегулированы законодателем и система государственных закупок станет ясной, прозрачной и понятной.


Гугуева Дарья Александровна,
преподаватель НОУ МЦПК «Ориентир»

14.05.2015
У вас остались вопросы о том, как применять ФЗ № 44 на практике? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.


ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.