Закрыть


Список статей

Обзор позиции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, касающейся применения ФЗ № 44, ФЗ № 223 и некоторых положений КоАП РФ

В конце 2015 года ФАС России подготовила письма, в которых определила свою позицию по отношению к некоторым вопросам, касающимся закупочной деятельности.

Рассмотрим их более подробно. В письме ФАС России от 28 декабря 2015 г. № АЦ/75923/15 рассмотрены вопросы, которые касаются порядка применения положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223) и статьи 7.32.3 КоАП РФ.


Рассматриваемый вопрос Позиция ФАС России
Определение объекта капитального строительства, количества поставляемого товара, объема выполняемых работ в документации и извещении о закупке на право заключения договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Строительство осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, и подлежит размещению на Официальном сайте (new.zakupki.gov.ru). Неразмещение проектно-сметной документации на Официальном сайте в полном объеме является основанием для выдачи ФАС России и ее территориальными органами предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах.
Кроме того, необходимо отметить, что нарушение п. 3 ч. 9 и п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Помимо этого, привлечению к административной ответственности в случае нарушения требований законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, выразившихся в неуказании количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг в документации о закупке на право заключения договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, наряду с должностными лицами, ответственными в порядке ст. 2.4 КоАП РФ за организацию и осуществление закупок, подлежат также виновные юридические лица.
Установление требований к участникам закупок о наличии у них свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемыми организациями, при выполнении работ на объектах капитального строительства. Неустановление заказчиком в документации о закупке требований об обязательном наличии у участников закупки допуска к работам по организации строительства не соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ, является нарушением ч. 6 ст. 3 ФЗ № 223, а также образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Однако требовать предоставления участником закупки в составе заявки на участие в аукционе собственных свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут быть выполнены субподрядными организациями, не допускается, поскольку участник закупки на основании допуска к работам по организации строительства может привлечь для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации.
Установление в документации о закупке надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В соответствии с ч. 6 ст. 3 ФЗ № 223 не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Следует помнить, что п. 12 и п. 13 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 установлено требование об указании в документации о закупке наряду с критериями оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке нарушает положения ФЗ № 223 и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. При этом привлечению к административной ответственности за выявленные факты указанных административных правонарушений наряду с лицами, указанными в ч. 2.4 КоАП РФ, а именно лицами, ответственными за организацию и осуществление закупок, членами комиссии по осуществлению закупок, подлежит также виновное юридическое лицо.
Право контрольного органа в сфере закупок рассматривать жалобы участников закупки на неправомерные действия юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов в соответствии с ФЗ № 223. В ч. 10 ст. 3 ФЗ № 223 не содержится указания на то, что перечень обжалуемых в антимонопольный орган действий заказчика является закрытым, в связи с чем можно сделать вывод о том, что жалобы на иные (помимо перечисленных в названной статье действий (бездействий) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях: неразмещения в единой информационной системе (далее ЕИС) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с ФЗ № 223 размещению в ЕИС, или нарушения сроков такого размещения; предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») действия заказчика подлежат рассмотрению по правилам, установленным действующим законодательством. Положения статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ № 135) положениям ФЗ № 223 не противоречат, что позволяет применять названные нормы как в совокупности, так и отдельно друг от друга, в том числе в случае неурегулированности ФЗ № 223 отдельных процедурных моментов. В противном случае отсутствие законодательно закрепленной возможности контроля стадии проведения торгов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов и, как следствие, к недостижению основных целей как ФЗ № 135, так и ФЗ № 223.
Целесообразность включения в договор, заключаемый по итогам проведения закупочной процедуры в соответствии с ФЗ № 223, третейских оговорок. Требования ФЗ № 223, Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не допускают возможность рассмотрения в третейских судах не только споров, возникающих во время проведения закупочной процедуры, но и споров, связанных с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью контрактов, несмотря на подчинение последних требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что целями регулирования ФЗ № 223 являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу) не позволяют обеспечить цели регулирования законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. С учетом изложенного, по мнению ФАС России, соглашения о передаче в третейские суды споров, возникающих из договоров, заключенных в результате проведения закупочной процедуры в соответствии с ФЗ № 223, являются недействительными.
Наличие у ФАС России и ее территориальных органов полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 7.32.3 КоАП РФ. Согласно ч. 1 «Положения о Федеральной антимонопольной службе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. В соответствии с ч. 4 Положения, ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На основании изложенного должностные лица ФАС России, а также должностные лица территориальных органов ФАС России обладают полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 7.32.3 КоАП РФ по основаниям, предусмотренным ст. 28 КоАП РФ, а также вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.
Применение ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг. В случае предъявления к участникам закупок, проводимых в соответствии с положениями ФЗ № 223, неправомерных требований либо в случае осуществления оценки и (или) сопоставления заявок на участие в закупке в нарушение требований законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, что в том числе повлекло за собой принятие комиссией заказчика неправомерного решения о допуске либо об отказе в допуске участника закупки, виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.



Кроме этого, согласно письму от 28 декабря 2015 г. № АЦ/75921/15 ФАС России выражает свою позицию относительно порядка применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 44).


Рассматриваемый вопрос Позиция ФАС России
Привлечение к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ должностных лиц заказчиков, ответственных за размещение на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru отчетов об исполнении контрактов. Во исполнение требования ч. 11 ст. 94 ФЗ № 44 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 утверждено «Положение о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее — Положение).
Согласно Положению, заказчики обязаны не позднее семи рабочих дней размещать информацию об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС. Таким образом, по мнению ФАС России, нарушение сроков размещения информации об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Привлечение виновных должностных лиц к ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ. По мнению ФАС России, ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе за неопубликование извещения, документации о закупке, содержащих указанное в ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44 ограничение, за незаключение контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Рассмотрение антимонопольными органами дел об административных правонарушениях в отношении заказчиков, действующих на территории субъектов Российской Федерации. П. 1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении положения о территориальном органе ФАС России» (далее — Положение) установлено, что территориальный орган ФАС России осуществляет функции, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг только для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 99 ФЗ № 44 контрольный орган в сфере закупок вправе осуществлять контроль в сфере закупок в отношении субъектов контроля. Кроме того, согласно п. 7.12 Положения территориальные органы ФАС России имеют право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.
Таким образом, ФАС России, а также территориальные органы ФАС России уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок в отношении субъектов контроля, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 23.66 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ) рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий вправе в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители, руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители.
Таким образом, должностные лица ФАС России и территориальных органов ФАС России уполномочены на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере закупок, в том числе в отношении должностных лиц субъектов контроля, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.


Мы рекомендуем всем заказчикам, работающим в соответствии с нормами ФЗ № 44 или ФЗ № 223, принять к сведению позицию ФАС России, чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности.



ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.