Обзор основных изменений закона о контрактной системе
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Список статей

ЗАКАЗЧИКАМ
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»
120 часа (3 недели)
Стоимость 5900 руб.

Обзор основных изменений закона о контрактной системе

На протяжении всего 2014 года заказчики, подпадающие под сферу действия Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее —ФЗ № 44), осуществляли свою закупочную деятельность по новым правилам, ориентируясь на нормы законодательства, вступившего в силу 1 января 2014 г. Несомненно, первый год работы согласно положениям закона о контрактной системе не был простым, поскольку комплексное реформирование системы госзакупок требовало от специалистов и руководителей организаций заказчиков кардинального и  системного обновления знаний, в том числе прохождения обучения в соответствующей области, изучения большого количества подзаконных актов и овладения ранее неизвестными механизмами осуществления закупочных процедур. 

Первые итоги работы по ФЗ № 44 наглядно продемонстрировали всем участникам закупочного процесса несовершенство законодательства в данной области, а также необходимость доработки некоторых его положений и обновления нормативно-правовой базы. В течение 2014 года законодателями неоднократно предпринимались попытки внести изменения в действующий закон с целью сделать его более «рабочим» и понятным в применении, причем многие их них нашли своё законодательное закрепление. Об этом свидетельствует принятие и вступление в силу Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ, Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 224-ФЗ, Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 356-ФЗ, Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 416-ФЗ. 

Но в данной статье более подробно хотелось бы рассмотреть самые существенные поправки, которые были внесены в ФЗ № 44 последними изменениями, принятыми в конце  декабря 2014 г. соответственно Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ и Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №  458-ФЗ.


Изменения в сфере планирования закупок

Внесённые изменения в ФЗ № 44 продлили сроки вступления в силу системы двухэтапного планирования в сфере закупок. Так, статьи 16, 17 и 21 теперь вступают в силу с 1 января 2016 г., следовательно, именно с этого периода заказчикам необходимо будет осуществлять планирование  по новым правилам, составляя планы закупок и планы-графики на 2017 г. и последующие годы. Напоминаем, первоначально закон предусматривал необходимость перехода на двухэтапную систему планирования с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 2 ст. 112 ФЗ № 44 заказчики размещают планы-графики на 2015 — 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ № 44,  с учётом особенностей, которые установлены Приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» и Приказом Минэкономразвития России № 761, казначейства России № 20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

Т. е. правовое регулирование  механизма планирования закупок на 2015 — 2016 годы будет происходить по аналогии с формированием планов-графиков закупок на 2014 г.


Изменения в сфере нормирования и обоснования закупок

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ также были внесены изменения в части обоснования и нормирования в сфере закупок. Вступление в силу статей 18 и 19 перенесли с 1 января 2015 г. на 1 января 2016 г.

При этом согласно ч. 5 ст. 18 ФЗ № 44 исключена возможность признания закупки необоснованной по результатам проведения мониторинга. Данная позиция законодателя является вполне оправданной, поскольку  мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок и не может выступать инструментом для осуществления подобных действий по отмене процедуры закупки в случае признания её необоснованной.


Изменения в части ответственности по контракту

Статья 34 ФЗ № 44 дополнена частью 6.1, в соответствии с которой в 2015 году в случаях и в порядке, которые будут определены Правительством Российской Федерации, заказчиком предоставляется отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляется списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Стоит отметить, что указанные изменения применяются только в течение 2015 года.

На момент написания данного материала такой порядок Правительством Российской Федерации пока не определён.

Также необходимо упомянуть про ч. 39 ст. 112 ФЗ № 44, на основании которой акты Правительства Российской Федерации, принятые в соответствии с ч. 6.1 ст. 34, ч. 1.1 ст. 95, ч. 2.1 и 11 ст. 96 ФЗ № 44, применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня начала применения заказчиками положений ФЗ № 44  в соответствии с ч. 32, 33 и 35 ст. 112.


Изменения в части содержания контракта

Расширен перечень случаев, при которых допускается заключение контракта без применения к такому контракту  требований, установленных частями  4 - 9, 11 - 13 ст. 34 ФЗ № 44. Иными словами, согласно изменениям, внесённым в ч. 15 ст. 34 ФЗ № 44 Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ, теперь допускается при заключении контракта в соответствии с п. 23  ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 (на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению) не включать в такой контракт, например, раздел «Ответственность сторон», «Порядок расчётов», «Порядок приёмки».

Вероятнее всего, данные изменения обусловлены тем, что в ряде случаев заказчикам приходится заключать типовые контракты в соответствии с утверждёнными формами контрактов исполнителей. 

Контракты, заключённые на основании  п. 23  ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, не подлежат включению в реестр контрактов согласно изменениям, внесенным в ч. 1 ст. 103 ФЗ № 44,  поскольку  Федеральным  законом от 31.12.2014 г.  № 498-ФЗ основания для невключения информации в реестр контрактов были изменены с пунктов  «4 и 5»  на пункты  «4, 5 и 23».

При этом Федеральным законом от 31.12.2014 № 519-ФЗ также были внесены изменения в ч. 1 ст. 103 ФЗ № 44, согласно  которым основания для невключения информации в реестр контрактов с пунктов «4 и 5» были изменены на пункты «4, 5 и 42». 

Стоит отметить, что положения измененного закона в ч. 1 ст. 103 ФЗ № 44, которые позволяют заказчику не включать в реестр контрактов информацию о заключенных контрактах, вступили в силу одновременно, т. е. с 31 декабря 2014 г. Таким образом, налицо несогласованность и противоречие вышеуказанных норм, которые влекут за собой коллизию в применении их на практике.


Изменения в части содержания заявки на участие в закупке

По новым правилам, начиная с 1 января 2015 г.,  заявка участника закупки, поданная на участие в открытом конкурсе согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 ФЗ № 44, больше не должна содержать «информацию о стране происхождения товара и производителе». Теперь участник в своём предложении должен указывать «наименование страны происхождения товара», например, «Российская Федерация», «Республика Казахстан».

Что касается первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, то п. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44 также претерпели аналогичные изменения. Из текста закона исключены формулировки «наименование места происхождения товара или наименование производителя». Следовательно, при оформлении заявки на участие в аукционе участнику необходимо указывать «наименование страны происхождения товара».

Следует полагать, что в случае подготовки заявки для участия в запросе котировок и в запросе предложений участнику закупки необходимо придерживаться аналогичных правил в отношении описания страны происхождения поставляемого товара. 

Состав заявки на участие в запросе котировок также несколько изменился благодаря п. 6 ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44, который  1 января 2015 г. вступил в законную силу. На основании новых требований законодательства котировочная заявка должна содержать «документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов».

Таким образом, в случае применения национального режима заявка участника закупки должна содержать сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или акт экспертизы, которые выдаются Торгово-промышленной палатой РФ. Выдача данных документов определена Приказом Торгово-промышленной палаты РФ 25 августа 2014 г. № 64 «О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Положении о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Изменения в части отклонения заявок по аукциону в электронной форме

Статья 66 ФЗ № 44 дополнена ч. 6.1, в соответствии с которой в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в составе первой и второй части заявки в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 66, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения. 

Считаем, что вступление в силу данной нормы благоприятно скажется на работе членов закупочной комиссии в текущем и в последующих годах.


Изменения в части заключения контракта по результатам несостоявшегося аукциона в электронной форме

С 1 января 2015 г. согласно изменениям, внесённым в ФЗ № 44, упразднена необходимость в согласовании возможности заключения контракта по результатам несостоявшегося аукциона в электронной форме. Так, согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 допускается заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае  признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 ФЗ № 44. 

Здесь стоит пояснить, что заказчику больше не нужно согласовывать с вышестоящим органом, наделённым соответствующими полномочиями, возможность заключения контракта с единственным источником в случае признания аукциона несостоявшимся на основании ч. 1 - 3.1 ст. 71 ФЗ № 44 (т. е. если подана только одна заявка на участие в закупке; если аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку, участником аукциона; если в течение 10 минут после начала проведения аукциона ни один участник не подал ценовое предложение, и комиссией принято решение о соответствии участников аукциона и поданных ими вторых частей заявок требованиям документации; в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём). 

Вместе с тем признание аукциона в электронной форме несостоявшимся в случаях, указанных в ч. 4 ст. 71 ФЗ № 44 (в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нём; если по результатам рассмотрения первых частей заявок  аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нём всех его участников, подавших заявки; если комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией, всех вторых частей заявок на участие в аукционе; если участник аукциона, которому было предложено заключить контракт в случае уклонения победителя от заключения контракта, отказался от заключения контракта), не даёт право заказчику заключать контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.


Изменения в части исполнения контракта 

Статья 95 ФЗ № 44 дополнена новой частью 1.1, в соответствии с которой в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объёма работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключённые до дня вступления в силу ФЗ № 44), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. 

На конец февраля 2015 г. такой порядок изменений  условий контракта Правительством Российской Федерации еще не определён.

Вероятнее всего, введённые изменения связаны с проведением антикризисных мероприятий в нашей стране.


Изменения в части переходных положений

Срок действия переходных положений, установленных в ч. 2-3 ст. 112 ФЗ № 44, продлён на один год, т. е. до  конца 2016 г. Так, например, в случаях, определённых законом (п. 2 ч. 3 ст. 112 ФЗ № 44), заказчики не должны вносить изменения в планы-графики и планы закупок в 2014-2016 гг. 

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 112 ФЗ № 44 в 2014-2016 гг. не предусмотрена обязанность заказчиков по включению в отчёт информации об исполнении контракта в части соответствия его  плану-графику (п. 1 ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44).

Кроме этого, заключительные положения закона о контрактной системе были дополнены новыми нормами, регулирующими вопросы применения ФЗ № 44 на территории  Республики Крым и города федерального назначения Севастополя.

Так, ч. 32 ст. 112 ФЗ № 44 устанавливает срок применения закона о контрактной системе  для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя.  На основании указанной нормы новые субъекты Российской Федерации  будут применять ФЗ № 44 уже с 1 июля 2015 г.

С 1 января 2016 г. положения ФЗ № 44 применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 34 ст. 112 ФЗ № 44). 

Надеемся, что данный материал окажется полезным для специалистов, работающих в рамках закона о  контрактной системе и поможет всем заинтересованным лицам расставить правильные акценты при осуществлении закупочных процедур с учётом внесённых изменений.


Светличная Лилия Алексеевна,
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам (www.ecgz.ru)
ЮТЦ «Ориентир»

26.02.2015 г.

У вас остались вопросы о том, как применять Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ с учетом внесенных изменений? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.


ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.