Закрыть


Список статей

Основные направления и перспективы развития сферы госзаказа на 2011—2012 гг. (из доклада руководителя Управления по контролю за госзакупками Федеральной антимонопольной службы РФ Евраева М. Я. на всероссийском спутниковом онлайн-семинаре)

23 сентября 2010 г. состоялся всероссийский спутниковый онлайн-семинар с участием руководителя Управления по контролю за госзакупками Федеральной антимонопольной службы Евраева Михаила Яковлевича на тему: «Реформа размещения государственного и муниципального заказа. Практика контроля. Наиболее сложные вопросы правоприменения».

В рамках непосредственного выступления докладчика были освещены два основных приоритетных направления деятельности государства в области госзаказа: во-первых, совершенствование госзакупок в рамках продолжающейся реформы госзаказа, в том числе создание Общероссийского официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о госзаказах, во-вторых, проведение открытых аукционов в электронной форме (далее — электронные аукционы) и перспективы развития данного направления.

Что касается дальнейшего реформирования системы госзаказа, то, по словам Евраева М. Я., в ближайшие два года реформа будет полностью завершена. Реформа сферы госзаказа, начавшаяся еще в 2005 году с принятия Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — ФЗ № 94-ФЗ), завершается полным переходом на электронные торги, как самым перспективным и эффективным методом размещения заказа. Второе направление реформы — повышение качества госзаказа — также напрямую связано с переходом всей системы госзакупок на электронные торги.

Отмена запроса котировок.

Одной из самых важных и обсуждаемых тем среди участников государственного заказа в последнее время стала информация о возможной отмене запроса котировок как вида размещения заказа. Представители Федеральной антимонопольной службы России и Министерства экономического развития России неоднократно публично заявляли об этом. М. Я. Евраев в рамках своего выступления еще раз подчеркнул необходимость отмены запроса котировок как неэффективного способа закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг. По словам докладчика, отмена запроса котировок будет происходить поэтапно: сначала для федеральных заказчиков, потом, спустя какое-то время (Евраев озвучил срок около полугода), для региональных и муниципальных заказчиков. При этом докладчик подчеркнул, что отмена запроса котировок вряд ли придется на дату 01.01.2011 г., на нее уже слишком многое запланировано: начало функционирования Общероссийского официального сайта госзакупок, Общероссийского официального сайта по ведению реестров контрактов. Поэтому ориентировочно в планах отмена котировок для федеральных заказчиков — 01.04.2011 г.

Общероссийский официальный сайт, Общероссийский реестр контрактов.

С 01.01.2011 г. вся информация обо всех видах закупок, в том числе о проведении электронных аукционов, будет размещаться на Общероссийском официальном сайте в сети Интернет (далее по тексту — Общероссийский сайт). При этом в извещении о проведении электронного аукциона обязательно будет указан электронный адрес электронной торговой площадки, на которой будет проходить аукцион. Извещение на этой площадке появится автоматически с помощью программных средств сайта. По словам М. Я. Евраева, Общероссийский сайт будет обладать почти универсальными возможностями для поиска информации, будет предусмотрена разбивка по номенклатуре товара.

Информация обо всех государственных и муниципальных контрактах, предоставляемая заказчиками на основании Постановления Правительства РФ № 807 от 27.12.2006 г. «Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры», будет размещаться на Общероссийском сайте реестра контрактов.

Более того, как подчеркнул М. Я. Евраев, к концу 2011 г. будет введено понятие «паспорт заказа», из которого можно будет узнать всю информацию о заказе от извещения до подписанного электронного контракта.

Обеспечение исполнения контракта.

В соответствии с последними изменениями ФЗ № 94-ФЗ были уточнены некоторые вопросы применения обеспечения контракта. Так, закреплена возможность выдачи банковской гарантии только банками либо иными кредитными организациями (банковские гарантии, выданные страховыми организациями, являются недействительными), дополнены требованиями к поручителям при предъявлении договора поручительства в качестве обеспечения контракта. М. Я. Евраев обратил внимание на то, что замена вида финансового обеспечения в ходе исполнения контракта допустима, кроме этого, не запрещается обеспечение контракта комбинировать различными способами (к примеру, часть — в виде залога, часть — в виде банковской гарантии). В течение полугода планируется внести изменение, в соответствии с которым обязательное обеспечение исполнения контракта должно быть предусмотрено в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 10 млн рублей (сейчас такая обязанность предусмотрена, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 50 млн рублей).

Электронный контракт и бухгалтерские документы.

В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ контракт по электронным аукционам заключается в форме электронного документа. Возникает первый вопрос: нужно ли дублировать заключенный в электронной форме контракт на бумаге? М. Я. Евраев отвечает: добровольно заключить контракт на бумаге по желанию сторон можно, но только если контракт уже заключен в электронной форме. То есть заключить контракт на бумаге наряду с электронным контрактом можно, вместо электронного — нельзя.

Второй вопрос: как оформлять дополнительные соглашения к электронным контрактам, к чему подкладывать акты выполненных работ, товарные накладные? По словам М. Я. Евраева, сейчас эти вопросы решаются совместно с Федеральным Казначейством РФ и к концу 2010 года в законодательство будут внесены соответствующие поправки.

Следующий вопрос: должен ли победитель электронного аукциона предоставлять заказчику оригинал документа, подтверждающего внесение обеспечения исполнения контракта? По словам М. Я. Евраева, на данном этапе нужно. Сначала победитель посредством функционала электронной торговой площадки направляет заказчику отсканированную копию, после заключения контракта — оригинал по почте или лично.

Перспективы развития законодательства о госзакупках.

Очень многие из запланированных изменений законодательства о госзакупках были названы выше. Однако М. Я. Евраев в своем докладе остановился и на других нормах законодательства, требующих совершенствования в ближайшее время. Так, он объявил о скором появлении Номенклатуры товаров, работ и услуг, на основании которой заказчики и участники торгов смогут определять одноименность товаров, работ, услуг. Этот долгожданный акт должен положить конец недоразумениям между участниками торгов и контролирующими органами, когда решение о возможности объединения товаров в один лот носит исключительно субъективный характер.

Еще одно из грядущих нововведений связано с внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Планируется дополнить виды административной ответственности новым видом — дисквалификацией должностных лиц. Снова, как и год назад, Михаил Яковлевич говорил о возможности введения платы за подачу необоснованных жалоб. Также к вопросу об ответственности за нарушения в сфере госзаказа Михаил Яковлевич отметил, что в ближайшем будущем в предусмотренных законом случаях в реестр недобросовестных поставщиков будут включать и физических лиц.

Что касается процедуры проведения электронных аукционов, то планируется законодательно закрепить запрет на указание в первой части заявки сведений об участнике размещения заказа. При нарушении правил соблюдения конфиденциальности участия в электронном аукционе заявки таких участников размещения заказа не будут допускаться комиссией заказчика к участию в аукционе, а сами участники размещения заказа будут подвергаться штрафным санкциям.

Коснулся М. Я. Евраев в своем докладе и изменений процедуры проведения открытого конкурса. По его словам, этот вид размещения заказа требует серьезной переработки. И главное направление в этой области — совершенствование всей системы оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе исключение из этой системы такого вида оценки заявок, как сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Практика контроля.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2009 г. № 863 «О разграничении полномочий при осуществлении проверок, рассмотрении жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки» проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, осуществляет центральный аппарат ФАС России. М. Я. Евраев пояснил, что плановые и внеплановые проверки по контролю за соблюдением требований законодательства по всем процедурам электронного аукциона, которые предшествуют заключению контракта, осуществляет федеральный контролирующий орган.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения и вынесено предписание ФАС об их устранении, и до момента заключения контракта заказчиком предписание не исполнено, то контракт по распоряжению контролирующего органа блокируется и заключить такой контракт будет невозможно.

Жалобы в ФАС России можно подавать и в электронном виде. При этом нужно помнить, что жалоба может быть подана не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола рассмотрения заявок, протокола проведения электронного аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

На площадках уже сегодня создаются технические помощники контролирующим органам — независимые регистраторы, которые фиксируют все действия, совершаемые всеми участниками электронных торгов, в том числе операторами площадки.

Конечно, М. Я. Евраевым были затронуты очень животрепещущие темы, самые наболевшие вопросы, не зря за все время выступления докладчику было задано около 700 вопросов! Теперь точно понятно, что изменения ФЗ № 94-ФЗ от 27.07.10 — это далеко не все, что нам предстоит пережить. Ждем очередных поправок в закон.



Мищенко Галина Викторовна
руководитель проекта ЕЦГЗ,
руководитель отдела консультирования и правовой поддержки
ЮТЦ «Ориентир»

12.10.2010 г.

Вас интересует тема госзаказа? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.