Закрыть


Список статей

Обзор основных изменений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, вступающих в силу с 01 января 2016 г.

С 1 января 2016 г. работа заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223), несколько изменится в связи со вступлением в силу некоторых новых норм самого закона, а также новых правовых актов, регламентирующих закупочный процесс заказчика. Ниже разберем перечень основных изменений, на которые заказчику стоит обратить внимание.

1. Составление отчета о годовом объеме закупок

Самое важное нововведение касается необходимости размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) информации в форме отчета о годовом объеме закупок, осуществленных у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМП и ССП). Такую информацию заказчик обязан разместить не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом (то есть отчет за 2015 год нужно разместить до 1 февраля 2016 года). Данная необходимость вытекает из ч. 21 ст. 4 ФЗ № 223, которая вступит в силу с 1 января 2016 года. При этом в случае если заказчик не выполнит свою обязанность по осуществлению закупки у СМП и ССП в течение календарного года в необходимом объеме, установленном Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенном в отчет, или не разместит указанный отчет в ЕИС, то согласно ч. 8.1 ст. 3 ФЗ № 223 Положение о закупке такого заказчика с 1 февраля 2016 года и до завершения 2016 года будет признано неразмещенным. И, как следствие, заказчику придется в указанный период при осуществлении закупки до конца 2016 года руководствоваться положениями Федерального закона № 44 о контрактной системе.

Напомним, какие заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и ССП. В соответствии с положениями действующего законодательства проводить закупки у СМП и ССП обязаны заказчики, у которых суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает

1 млрд рублей. При этом заказчики, годовой объем выручки которых превышает 10 млрд рублей, должны были начать применять постановление № 1352 с 1 июля 2015 года. А заказчики, годовой объем выручки которых не превышает 10 млрд рублей, начнут руководствоваться им с 1 января 2016 года.

Также напомним, в каком объеме заказчику нужно осуществлять закупки у СМП и ССП.

Подп. «б» п. 4 Постановления Правительства № 1352 устанавливает размер годового объема закупок у таких субъектов, который должен составлять не менее 18 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок, при этом 10 % из этого объема (в стоимостном выражении) должны составлять закупки, участниками которых были только СМП и ССП.

Что касается объема закупок у СМП и ССП, который заказчику необходимо провести в 2015 г., здесь ситуация следующая. Годовой объем закупок у СМП и ССП для заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд рублей, устанавливается в размере не менее чем 9 % совокупного стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 г. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками с СМП и ССП по результатам закупок, участниками которых являются только СМП и ССП, должен составлять не менее чем 5 % совокупного стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

2. Ведение реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки

С 1 января 2016 г. заказчикам помимо информации о заключении договора необходимо будет дополнительно размещать в ЕИС в реестре договоров информацию и документы, касающиеся изменения условий договоров, информацию об исполнении либо расторжении договора, а также копию заключенного договора. Напомним, что необходимость включения информации в реестр договоров определена ст. 4.1 ФЗ № 223, а детальный порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, содержится в Постановлении Правительства РФ от 31 октября 2014 г. №  1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Также напомним о сроках размещения указанной информации. Так, информация об изменении договора, информация о результатах исполнения или расторжения договора включается в реестр договоров в течение 10 дней со дня соответственно исполнения, изменения или расторжения договора, в то время как информация о заключении договора, которая размещается в реестре договоров с 1 января 2015 г., подлежит размещению в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора.

При этом сведения о договорах на сумму до 100 тыс. руб. и до 500 тыс. руб. (для тех заказчиков, чья годовая выручка за отчетный финансовый год составила более 5 млрд руб.) в реестр договоров не вносятся. Кроме этого, в реестр договоров не включается информация и документы по договорам, составляющим государственную тайну, и по особым закупкам, по которым принято решение Правительства согласно ч. 16 ст. 4 ФЗ № 223.

3. Заключение договоров только в соответствии с планом закупки

С 10 января 2016 года ст. 3 ФЗ № 223 будет дополнена ч. 5.1, которая введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьей 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 5.1 ФЗ № 223 заказчики должны заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки. Исключение касается случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Вступление в силу данной нормы означает, что в будущем году заказчики должны еще более ответственно подойти к формированию и поддержанию в актуальном состоянии планов закупки: при возникновении новых потребностей необходимо своевременно вносить изменения в план и не забывать размещать такие изменения на сайте.

4. Расширен перечень субъектов, подпадающих под действие ФЗ № 223

С 10 января 2016 г. согласно ч. 5 ст. 1 ФЗ № 223  действие данного закона в части, предусмотренной статьей 3.1 (особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов), будет распространяться также на юридических лиц, которые определены ч. 2.1 ст. 1 ФЗ № 223, и на иных, не указанных в ст. 1, юридических лиц в случае реализации такими лицами инвестиционных проектов, стоимость (объем финансирования) которых превышает величину, установленную Правительством РФ (не менее 10 миллиардов рублей), и которым оказывается государственная поддержка (при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов).

5. Изменения, внесенные в ст. 3 ФЗ № 223

Ч. 8.2 ст. 3 ФЗ № 223 будет дополнена п. 1, в соответствии с которым до 1 января 2016 г. Правительство Российской Федерации должно утвердить:

- перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМП и ССП, годовой объем такой закупки либо порядок установления указанного годового объема для каждого конкретного заказчика, а также форму годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, и требования к содержанию этого отчета;

- форму раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, содержащегося в плане закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации, и требования к содержанию этого раздела.

6. Вводится оценка или мониторинг соответствия утвержденных планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств

С 1 ноября 2015 года ФЗ № 223 был дополнен ст. 5.1, регламентирующей вопросы проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» положения ст. 5.1 в части регулирования вопросов, связанных с осуществлением оценки соответствия или мониторинга соответствия утвержденных планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, применяются с 1 января 2016 года.

Таким образом, работа заказчиков с 2016 года несколько усложнится, добавятся новые обязанности, ужесточится контроль со стороны контролирующих органов. Однако при своевременном соблюдении установленных норм, предварительном составлении шаблонов документов, которые нужно начать использовать с 2016 года, заказчик без особых трудностей продолжит работу по ФЗ № 223. При этом рекомендуем просмотреть Положение о закупке заказчика: в случае, если какие-то из изменений, вступающих в силу с 2016 года, касаются текста Положения о закупке заказчика, нужно обязательно внести изменение в Положение с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством.

Мищенко Галина Викторовна,

начальник отдела консультирования и правовой поддержки ЮТЦ «Ориентир»



ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.