Изменения законодательства о госзаказе. Закон № 223. Электронные аукционы.
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Список статей

ЗАКАЗЧИКАМ
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»
120 часа (3 недели)
Стоимость 5900 руб.

Развитие законодательства о размещении госзаказа. Актуальные вопросы правоприменительной практики

14 сентября 2011 года ООО «Агентство правовой информации «Гарант» провело очередной всероссийский спутниковый онлайн-семинар на тему «Развитие законодательства о размещении госзаказа. Актуальные вопросы правоприменительной практики». Лекторами семинара выступили представители ФАС России: заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа Горбунов Василий Александрович, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа Цариковский Андрей Юрьевич и заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа Пудов Александр Андреевич.

Основные тезисы выступления были посвящены последним изменениям законодательства РФ о размещении государственного или муниципального заказа и его дальнейшему совершенствованию. Также в рамках программы мероприятия освещались вопросы принятия Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», были озвучены последние опубликованные разъяснения ФАС России по правоприменительной практике.

Коротко остановимся на отдельных самых злободневных вопросах.

1. Сокращение количества государственных и муниципальных заказчиков

Свое выступление представители ФАС начали с сообщения о том, что ведомство планирует ввести ряд новшеств по совершенствованию системы размещения госзаказа, в числе которых предстоящее сокращение количества государственных и муниципальных заказчиков с возложением ответственности по размещению заказов на уполномоченные органы.

2. Приемка работ

По мнению ФАС, в закон о размещении заказов необходимо внести изменения, согласно которым детально будет описан механизм приемки заказчиком товаров, работ, услуг по итогам исполнения контракта поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Актуальность внесения данной поправки обусловлена участившимися случаями задержки заказчиками сроков оплаты по уже исполненным контрактам, в результате чего исполнитель не может своевременно получить заработанные денежные средства.

3. Запрет на пролонгацию государственного или муниципального контракта

Вносить изменения в условия государственного или муниципального контракта в части «пролонгация контракта» ведомством не рекомендуется. В результате выявления подобных нарушений будут применяться санкции к обеим сторонам госзаказа, совершающим подобные деяния.

4. Дополнительные способы, гарантирующие возможность участия в электронных аукционах

При участии в электронных аукционах ФАС рекомендует всем участникам размещения заказа предпринимать все возможные меры, позволяющие обезопасить свою организацию от возникновения непредвиденных обстоятельств (например, неисправности компьютера пользователя, на котором установлен пакет программного обеспечения, необходимого для участия в торгах, перебоев в работе интернет-провайдеров, поломки носителя ЭЦП). На этапе приобретения ЭЦП участникам размещения заказа рекомендуется закупить дополнительный электронный ключ — носитель (рутокен, етокен, дискету), который в результате непредвиденного сбоя в работе основной ЭЦП позволит не прерывать процесс участия в закупке, а также иметь резервный компьютер с необходимым программным обеспечением и дополнительного провайдера.

5. DdoS-атаки на электронных торговых площадках

Поднимался вопрос о том, что на электронные торговые площадки стали активно воздействовать DdoS-атаками (от англ. Denial of Service, отказ в обслуживании) — это атака на вычислительную систему с целью довести ее до отказа, то есть создание таких условий, при которых легитимные (правомерные) пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым системой ресурсам (серверам) либо этот доступ затруднен. Отказ «вражеской» системы является самоцелью (например, сделать недоступным популярный сайт), приостанавливая тем самым открытые аукционы в электронной форме и закрывая доступ к площадке для участников электронных торгов.

ФАС России осознает серьезность всего происходящего, в связи с чем в качестве одной из рекомендаций прозвучала необходимость установки на компьютерах участников торгов антивирусного ПО. Помимо этого для борьбы с DdoS-атаками ФАС планирует разработать и внедрить на электронные торговые площадки электронных роботов (специализированное программное обеспечение), которые позволят участникам торгов перед началом проведения процедуры аукциона определить минимальную цену, ниже которой участник аукциона не будет продолжать участвовать в аукционе, а также процент снижения цены в процессе аукциона. Вышеназванный программный комплекс самостоятельно будет снижать ценовые предложения в соответствии с «шагом аукциона», установленным участником аукциона, до заранее заданного участником порога, тем самым защищая площадку от целенаправленных атак.

Комментарий: По нашему мнению, данные меры никаким образом не будут способствовать борьбе с DdoS-атаками, поскольку любое противодействие должно осуществляться на стороне сервера электронной торговой площадки (комплексом аппаратно-программных мер), а не на компьютере участника торгов.

6. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе

В силу того, что вопрос об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участников размещения заказа, подавших заявки, несоответствующие требованиям аукционной документации, не теряет свою актуальность, выступающие отметили, что в случае если заказчик, уполномоченный орган в документации по торгам указывает промежуточные (интервальные) характеристики закупаемых товаров, а не конкретные значения без указания, что значения таких показателей не могут изменяться (например, жирность молока должна быть не более 2,5 %, высота шкафа офисного деревянного не должна превышать 160 см), то аукционная комиссия по размещению заказов не вправе будет отклонять первые части заявок участников, если они в своей заявке также указали промежуточные характеристики поставляемого товара (т. е. жирность молока не более 2,5 %).

7. Участие в торгах на выполнение инженерных изысканий

Представители ФАС России разъяснили, что в документации по торгам, размещенным на выполнение инженерных изысканий, заказчикам, уполномоченным органам запрещается устанавливать к участникам размещения заказа требование о наличии выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к выполнению отдельных видов работ по инженерным изысканиям. Необходимым и достаточным условием для принятия участия в таких закупках является наличие у участника размещения заказа выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации инженерных изысканий.

8. Согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации по электронному аукциону

По мнению ФАС, заказчик, уполномоченный орган при проведении открытого аукциона в электронной форме не должен требовать от участников размещения заказа при подаче заявки на электронный аукцион предоставления в составе первой части заявки отдельным файлом согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, поскольку программный комплекс электронных торговых площадок позволяет установить это согласие автоматически.

9. Непредвиденные работы при исполнении контракта на выполнение работ

Антимонопольное ведомство также прокомментировало ситуацию возникновения большого объема непредвиденных (скрытых) работ при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту. Выступающие отметили, что если объем таких работ превышает объем непредвиденных работ, заложенных в смету изначально заказчиком, уполномоченным органом, то в этом случае сторонам контракта необходимо будет оформлять расторжение контракта, а к организациям, которые разрабатывали смету или проектно-сметную документацию с такими упущениями, будут применяться меры административной ответственности.

10. Обеспечение исполнения контракта в период гарантийного срока

Относительно вопроса, который интересует обе стороны размещения заказа, о правомерности удерживания заказчиком, уполномоченным органом обеспечения исполнения контракта на время гарантийного срока (выполненных работ, оказанных услуг) после добросовестного исполнения исполнителем всех своих обязательств по контракту, докладчики отметили, что удерживать обеспечение исполнения контракта на время гарантийных обязательств возможно, но лучше — не в полном объеме. Например, если изначально в документации по торгам размер обеспечения исполнения контракта составлял 30 % начальной (максимальной) цены контракта, то после исполнения контракта победителем по закупке размер удерживаемого на гарантийный срок обеспечения исполнения контракта должен быть снижен, т. е. большая часть обеспечения должна быть возвращена исполнителю. Данный порядок должен быть четко оговорен заказчиком, уполномоченным органом в документации по торгам и в контракте.

11. Договор поручительства

Специалистами ведомства также было разъяснено то, как и в какой форме должен быть предоставлен заказчику, уполномоченному органу договор поручительства в качестве обеспечения исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме. По их мнению, добросовестным исполнением требования о предоставлении победителем открытого аукциона в электронной форме обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства будет считаться предоставление такого договора, подписанного и заключенного победителем торгов с поручителем, и в отсканированной форме прикрепленного участником на электронной торговой площадке при подписании проекта контракта, а также наличие обязательного оригинала в бумажной форме, переданного заказчику лично или отправленного по почте.

12. Дополнительное соглашение к государственному или муниципальному контракту

Что касается вопроса правомерности заключения дополнительных соглашений в тех случаях, когда после заключения контракта по закупкам возросли цены на товары или на материалы, используемые в ходе выполнения работ, то представители ФАС России отметили, что заключать дополнительное соглашение на изменение цены контракта по этой причине недопустимо, выходом из сложившейся ситуации будет расторжение контракта по соглашению сторон.

13. Процедура самообжалования собственных действий заказчиком, уполномоченным органом

Было отмечено также, что заказчики, уполномоченные органы по-прежнему допускают ошибки при формировании извещений по закупкам на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в том числе и по запросу котировок. Т. к. отменить запрос котировок на Официальном сайте технически возможно только по предписанию органа, уполномоченного на осуществление контроля, то в том случае, если при формировании котировочного извещения допущена ошибка, заказчик, уполномоченный орган может отменить котировку, для этого ему необходимо написать жалобу на свои действия (с указанием причин допущенных ошибок) в ФАС, для аннулирования такой закупки. Данный процесс отмены закупки называется самообжалованием.

14. Закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Особое внимание в ходе своего выступления докладчики семинара уделили недавно принятому Федеральному закону № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данный нормативно-правовой акт регулирует ряд вопросов в сфере размещения заказов отдельными организациями — госкорпорациями, естественными монополиями и унитарными предприятиями. Федеральный закон № 223-ФЗ распространяется на юридические лица, основной особенностью которых является государственное участие в капитале либо принадлежность к регулируемым видам деятельности, либо монопольное влияние.

Согласно положениям Федерального закона № 223-ФЗ субъекты госкорпораций, естественных монополий и унитарных предприятий должны размещать всю информацию о проводимых закупках на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru, что обещает повысить прозрачность закупок, расширить возможности для участия физических и юридических лиц в таких закупках, а также будет способствовать развитию добросовестной конкуренции.

Выступающие отметили, что вышеперечисленные лица должны в рамках своей организации разработать положение о госзакупках, в соответствии с которым каждая организация определит для себя план, порядок, виды и способы размещения заказов. До тех пор, пока такое положение не будет разработано, данные организации должны будут производить закупки согласно положениям Федерального закона № 94-ФЗ.

Резюмируя поднятые во время онлайн-семинара многочисленные вопросы, представители ФАС отметили, что в законе о госзакупках действительно есть ряд нерешенных проблем, ликвидировать которые, по их мнению, удастся внесением большого количества поправок и дополнений в уже имеющийся нормативно-правовой акт.

Напоминаем, что 13 сентября 2011 года ФАС России представила свою версию нового проекта закона по реформированию всей системы размещения государственного или муниципального заказа в ответ на представленный 1 сентября законопроект Минэкономразвития РФ «О Федеральной контрактной системе». Оба проекта построены на совершенно различных законодательных инициативах, и на сегодняшний день пока неизвестно, какой из них займет место «первой скрипки» в системе размещения госзаказа в России.



Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

24.10.2011 г.


У вас остались вопросы по теме «Развитие законодательства о размещении госзаказа. Актуальные вопросы правоприменительной практики»? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.



ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.