Вопросы по 44 ФЗ
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках


Вопросы по 44 ФЗ

В данном разделе выводятся наиболее часто задаваемые вопросы участников торгов.


 
1. Должен ли заказчик наряду с извещением формировать и размещать протокол выбора единственного поставщика при осуществлении закупки свыше 100 тыс. рублей?

2. Какие требования к участнику закупки, а также предоставляемым им документам предъявляет банк, осуществляющий выдачу банковской гарантии?

3. Чем отличаются бюджетные учреждения от автономных?

4. Какими способами определения поставщика согласно требованиям ФЗ № 44 можно закупать лекарственные средства? Существуют ли ценовые запреты и ограничения в отношении таких закупок?

5. Могут ли быть работники заказчика одновременно членами контрактной службы, единой комиссии и приемочной комиссии?

6. Несет ли какой-либо риск ответственности заказчик, согласившийся на непредоставление в контрольный орган сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) для включения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков?

7. Если закупка осуществляется согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, требуется ли обоснование НМЦК?

8. Что значит «подача заявки в форме электронного документа»?

9. В каких случаях со стороны заказчика необходимо проведение экспертизы принятых им товаров (работ, услуг)?

10. Где и в течение какого срока нужно разместить Положение о контрактной службе заказчика?

11. Сколько человек должно быть в составе контрактной службы?

12. Могут ли бюджетные учреждения, работающие по ФЗ № 44, проводить закупки согласно ФЗ № 223?

13. Сколько человек в составе комиссии должны быть обучены по ФЗ № 44?

Вопрос №1
Должен ли заказчик наряду с извещением формировать и размещать протокол выбора единственного поставщика при осуществлении закупки свыше 100 тыс. рублей?
Ответ
В ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) сказано, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 указанной статьи, заказчик обязан разместить извещение о проведении закупки. При этом такое извещение должно быть размещено не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. В остальных случаях заключения контракта с единственным поставщиком размещение извещения о закупке не требуется.

Обращаем Ваше внимание, что извещение об осуществлении закупки в обязательном порядке должно содержать информацию, предусмотренную п. п. 1, 2 и 4 ст. 42 и п. 8 ст. 93 ФЗ № 44.

Исходя из правоприменительной практики отметим, что при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) некоторые заказчики создают локальные нормативные акты (протоколы, приказы), в которых прописывают основания заключения контракта, а также указывают поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми заключены такие контракты.

Однако в рамках ФЗ № 44, а также подзаконных нормативно-правовых актов не содержится требований, которые обязывали бы заказчика размещать такие документы вместе с извещением об осуществлении закупки на Официальном сайте zakupki.gov.ru.

Таким образом, размещение протокола выбора единственного поставщика наряду с извещением об осуществлении закупки законодательно не предусмотрено, но заказчик вправе это делать, если такое положение содержится в его локальных нормативных актах.

Вопрос №2
Какие требования к участнику закупки, а также предоставляемым им документам предъявляет банк, осуществляющий выдачу банковской гарантии?
Ответ
Участнику закупки, обращающемуся в банк с целью получения банковской гарантии для обеспечения заявки либо обеспечения исполнения контракта, следует учитывать, что перечень необходимых документов устанавливается каждым банком самостоятельно.

В такой перечень могут входить, например, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ, бухгалтерский баланс, налоговая декларация участника закупки и т. д.

Отметим также, что выдавать банковские гарантии могут только банки, включенные в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (ч. 1 ст. 45 ФЗ № 44). На ведение указанного перечня банков уполномочено Министерство финансов РФ.

Таким образом, для получения актуальной и точной информации о порядке предоставления и содержании документов, необходимых для получения банковской гарантии, необходимо обратиться в выбранный Вашей организацией банк. Актуальный перечень банков представлен на официальном сайте Министерства финансов России http://www.minfin.ru.

Вопрос №3
Чем отличаются бюджетные учреждения от автономных?
Ответ
В части 1 статьи 123.22. Гражданского кодекса РФ говорится о том, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. То есть указанные наименования учреждений – автономное, бюджетное и казенное – являются типами организационно-правовой формы юридического лица (учреждения).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Таковым является, например, Федеральное автономное учреждение «Главгосэкспертиза России».

На основании Распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Пример: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 4».

Следует отметить, что бюджетные учреждения — это основной вид заказчиков, которые обязаны руководствоваться в своей закупочной деятельности нормами ФЗ № 44. При этом согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 законодатель наделяет бюджетное учреждение правом применять в своей закупочной деятельности положения ФЗ № 223 при условии, если закупки осуществляются данным видом учреждения за внебюджетные средства, т. е. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц и юридических лиц, (кроме средств ОМС), грантов.

Автономные же учреждения в своей закупочной деятельности руководствуются в основном положениями ФЗ № 223 и осуществляют закупки согласно положениям ФЗ № 44 в случаях, определенных ст. 15 названного закона.

Вопрос №4
Какими способами определения поставщика согласно требованиям ФЗ № 44 можно закупать лекарственные средства? Существуют ли ценовые запреты и ограничения в отношении таких закупок?
Ответ
Закупать лекарственные средства заказчик может у единственного поставщика путем заключения контракта на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44). Необходимо помнить при этом, что годовой объем закупок, осуществляемый заказчиком на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5 % СГОЗ и 50 млн руб.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 83 ФЗ № 44 закупку лекарственных препаратов можно осуществлять также путем проведения запроса предложений, однако такой тип процедуры разрешен в случае, если закупка лекарств осуществляется для лечения пациента при наличии у него соответствующих медицинских показаний по решению врачебной комиссии, что должно быть отражено в медицинских документах пациента. При этом объем закупаемых лекарств должен быть равен объему, необходимому для лечения пациента.

Кроме того, заказчик может реализовывать закупки такого рода также путем проведения запроса котировок при условии, если НМЦК одной закупочной процедуры не превышает 500 тыс. руб. Случаи заключения контрактов на поставку средств, необходимых для оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан независимо от цены контракта, определены п. 1 ст. 76 ФЗ № 44.

Необходимо отметить также, что на основании ч. 3 ст. 59 ФЗ № 44 заказчик наряду с указанными выше конкурентными способами определения поставщика имеет право осуществлять закупку лекарственных препаратов путем проведения электронного аукциона.

Таким образом, закупать лекарственные средства заказчик может как проведением конкурентных процедур определения поставщика, так и у единственного источника.

Ценовых запретов и ограничений на закупку лекарственных средств положениями ФЗ № 44, а также подзаконными актами, принятыми в его развитие, не установлено.

Вопрос №5
Могут ли быть работники заказчика одновременно членами контрактной службы, единой комиссии и приемочной комиссии?
Ответ
На сегодняшний день законодательство о контрактной системе, в т. ч. ФЗ № 44, не содержит запретов и ограничений касаемо совмещения работниками заказчика полномочий членов единой и приемочной комиссий, а также работников контрактной службы.

Таким образом, заказчик может возложить на контрактного управляющего, а также члена контрактной службы полномочия члена комиссии по осуществлению закупок, полномочия члена единой и либо приемочной комиссии. Подробные разъяснения по этому вопросу содержит Письмо Минэкономразвития РФ от 23.08.2013 г. N Д28и-974.

При этом заказчику необходимо помнить, что заказчик согласно п. 5 ст. 39 ФЗ № 44 должен включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (до 01.01.2017 г. — профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов).

Вопрос №6
Несет ли какой-либо риск ответственности заказчик, согласившийся на непредоставление в контрольный орган сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) для включения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков?
Ответ
Согласно статье 104 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) заказчик несет обязанность по предоставлению в уполномоченный орган сведений и информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), уклонившихся от заключения контракта.

Таким образом, заказчик не имеет права не предоставить указанные сведения, поскольку такая обязанность возложена на него в силу закона, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность. Допущенное нарушение должно быть выявлено в ходе проведения контролирующим органом плановой (внеплановой) проверки в организации заказчика.

Согласно ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Вопрос №7
Если закупка осуществляется согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, требуется ли обоснование НМЦК?
Ответ
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44), действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 г., закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки товара, работы, услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Отметим также, что сведения о таких закупках не включаются в реестр контрактов.

Для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете цену контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных в частности п. 4 и п. 5 ст. 93 ФЗ № 44.

Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 документальное обоснование НМЦК не требуется.

Вопрос №8
Что значит «подача заявки в форме электронного документа»?
Ответ
Подача заявок в форме электронного документа на участие в открытом конкурсе, а также запросе котировок возможна только посредством функционала единой информационной системы (далее — ЕИС), которая в настоящее время не введена в эксплуатацию.

До ввода ЕИС в эксплуатацию ее функции частично выполняет Официальный сайт РФ zakupki.gov.ru. Однако техническая возможность подачи заявок в форме электронного документа функционалом Официального сайта не предусмотрена.

Т. о, до начала функционирования ЕИС подача заявок на участие в открытом конкурсе, а также запросе котировок может быть осуществлена в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки.

С учетом вышеизложенного Минэкономразвития России полагает, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы подача заявок в форме электронного документа недопустима (Письмо Минэкономразвития России в адрес ФАС № 10070-ЕЕ/Д28н от 06.05.2014 г.).

Вопрос №9
В каких случаях со стороны заказчика необходимо проведение экспертизы принятых им товаров (работ, услуг)?
Ответ
Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ № 44 для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан всегда проводить экспертизу.

При этом экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ст. 93 ФЗ № 44), за исключением случаев, указанных в п. 1 ч. 4 ст. 94 ФЗ № 44.

Вопрос №10
Где и в течение какого срока нужно разместить Положение о контрактной службе заказчика?
Ответ
Согласно ч. 3 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента). Типовое положение (регламент) утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, типовое положение (регламент) о контрактной службе утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 50, а также п. 10 ч. 1 ст. 61 ФЗ № 44 конкурсная документация, а также документация об электроном аукционе должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта. Положение о контрактной службе является локальным нормативным актом заказчика, разрабатывается и утверждается согласно внутреннему регламенту. Обязанность заказчика по размещению указанного Положения в открытых источниках действующим законодательством в сфере закупок не предусмотрена.

Вопрос №11
Сколько человек должно быть в составе контрактной службы?
Ответ
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

Согласно ч. 3 ст. 38 ФЗ № 44 контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Типовое положение о контрактной службе утверждено Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Приказ № 631).

Что касается численности, то на основании п. 7 Приказа № 631 структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее 2 человек.

Вопрос №12
Могут ли бюджетные учреждения, работающие по ФЗ № 44, проводить закупки согласно ФЗ № 223?
Ответ
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) в роли заказчика выступают государственные и муниципальные заказчики либо бюджетное учреждение, осуществляющее закупки.

На основании ч. 1 ст. 15 ФЗ № 44 бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с требованиями ФЗ № 44 за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств.

Следовательно, бюджетное учреждение обязано проводить закупку в соответствии с нормами ФЗ № 44 в части денежных средств, полученных из бюджетных средств.

Однако на основании ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 при наличии Положения о закупке, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала 2014 года в единой информационной системе, оно вправе проводить закупки с соблюдением требований ФЗ № 223 и Положения о закупках:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Однако обращаем Ваше внимание, что на основании ч. 3 ст. 15 ФЗ № 44, в случае если бюджетным учреждением будет принято решение об осуществлении указанных в п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 закупок в порядке, установленном ФЗ № 44, или в соответствии с ФЗ № 223, то в текущем году изменить его нельзя.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что бюджетное учреждение может руководствоваться в закупочной деятельности нормами ФЗ № 223 только в определенных законом случаях и при наличии разработанного Положения о закупках, в случаях проведения закупок за счет средств, выделенных из бюджета, закупки необходимо проводить по нормам ФЗ № 44.

Вопрос №13
Сколько человек в составе комиссии должны быть обучены по ФЗ № 44?
Ответ
В соответствии с ч. 5 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Данная формулировка понимается как большинство, а большинство — это, соответственно, не менее 50 %.

Следовательно, в составе конкурсной, аукционной, единой комиссии заказчика должно быть не менее 3 членов комиссии, прошедших соответствующую переподготовку или повышение квалификации, а в составе котировочной и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее двух. Отметим, что члены комиссии должны быть обученными правилам работы по закону 44-ФЗ.
Лица, прошедшие обучение правилам проведения закупок по нормам ФЗ № 94, не являются лицами, отвечающими требованиям надлежащей переподготовки или повышения квалификации. Однако они могут быть сотрудниками контрактной службы в соответствии с ч. 23 ст. 112 ФЗ № 44.