Часто задаваемые вопросы по 94 ФЗ
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Раздел "Архив"

Часто задаваемые вопросы по 94 ФЗ

В данном разделе выводятся наиболее часто задаваемые вопросы участников торгов.


 
1. На основании каких нормативных актов определяется предельная сумма закупки у единственного поставщика, в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ?

2. Можно ли не подавать жалобу в региональный ФАС на действия муниципального заказчика, находящегося в г. Красноярске, а сразу направить ее в вышестоящий орган — Центральный ФАС (г. Москва)?

3. Каков порядок регистрации заказчиков, работающих в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru?

4. Возможен ли отказ в допуске к участию в электронном аукционе, если участник не прикрепил файл с согласием отдельным файлом?

5. Если контракт, заключенный по результатам открытого аукциона, впоследствии расторгнут по соглашению сторон, обязательно ли заключать контракт со вторым участником электронного аукциона через электронную торговую площадку?

6. Может ли общая (начальная) цена запасных частей и единиц услуг и (или) работ превышать начальную (максимальную) цену контракта по аукциону?

7. Вправе ли заказчик заключать дополнительные соглашения на продление сроков исполнения контрактов, заключенных на основании ст. 55 Закона о госзакупках?

8. Действительно ли поручительство как гарантия исполнения контракта упразднена с июля 2012 г.?

9. Что должен делать поставщик после окончания срока действия ключа ЭЦП?

10. Необходимо ли сведения о договорах, заключенных в соответствии с п. 14.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, вносить в реестр контрактов на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru?

11. Как взыскать неустойку по государственному или муниципальному контракту в случае его ненадлежащего исполнения?

12. Как правильно указывать код продукции по ОКДП при внесении сведений о контракте в раздел «Реестр контрактов» на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru?

13. Какими нормативными актами нужно будет руководствоваться при размещении заказов с 1 января 2012 года?

14. Могу ли я пройти аккредитацию на электронной торговой площадке как Поставщик, если я уже зарегистрирован как Заказчик?

15. Каким образом участнику размещения заказа следует вносить обеспечение исполнения контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме? И обязательно ли предоставлять его Заказчику в электронном виде?

16. Как указать обоснование начальной (максимальной) цены контракта?

17. Нужно ли прикреплять решение об одобрении крупной сделки при подаче заявки на электронный аукцион?

18. Подскажите образец заполнения первой и второй части заявки на электронный аукцион.

19. Куда и в какие сроки можно обжаловать действия оператора электронной площадки?

20. Когда и куда вносить обеспечение заявки на электронный аукцион?

21. Обязательно ли установление обеспечения исполнения контракта при размещении аукциона в электронной форме?

22. Наше государственное учреждение впервые будет размещать открытый аукцион в электронной форме, хотелось бы узнать, на какой площадке мы должны размещать заказ? И каков алгоритм действий при работе с электронными аукционами?

23. Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту изменять форму обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения обязательств по нему?

24. Можно ли обратиться в ФАС с жалобой на нарушение требований законодательства о госзакупках, содержащихся в положениях аукционной документации, если заявку на участие в аукционе мы не подавали?

25. В каком количестве от общего объема закупок государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы для субъектов малого предпринимательства? Распространяется ли выполнение данной нормы на закупки, проводимые путем открытого аукциона в электронной форме?

26. Допускается ли при проведении открытого аукциона в электронной форме при указании наименования торговой марки не прописывать в извещении слово «эквивалент»?

27. Подскажите, пожалуйста, на какой момент должны быть действительны документы, подтверждающие соответствие участника открытого аукциона требованиям законодательства (лицензия).

28. Может ли дата начала приема заявок и дата окончания подачи заявок по открытому конкурсу и открытому аукциону попадать на выходной день?

29. Нужно ли предоставлять копию решения об одобрении крупной сделки при аккредитации на электронной площадке, если для ООО это является обычной хозяйственной деятельностью?

30. Имеет ли право участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, проходящем в соответствии с гл. 3.1 Федерального закона № 94-ФЗ, отменить ее?

31. Если сведения о государственном контракте, содержащиеся в реестре контрактов, были возвращены заказчику Уполномоченным органом, в течение какого времени заказчик должен отредактировать эти сведения и отправить на утверждение УО?

Вопрос №1
На основании каких нормативных актов определяется предельная сумма закупки у единственного поставщика, в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ?
Ответ
На основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ заказчик может закупить товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

В соответствии с указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в России между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.

Вопрос №2
Можно ли не подавать жалобу в региональный ФАС на действия муниципального заказчика, находящегося в г. Красноярске, а сразу направить ее в вышестоящий орган — Центральный ФАС (г. Москва)?
Ответ
В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении должно рассматриваться по месту его совершения, т. е. в Вашем случае жалобу на действия заказчика нужно направлять в территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы г. Красноярска.
В случае направления жалобы в Центральный аппарат ФАС России Вам не откажут в ее принятии, однако в п. 3.10 Приказа ФАС от 24 июля 2012 г. № 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений» сказано, что территориальный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, и совершенные при размещении заказа:
- для федеральных нужд — территориальными органами государственного органа РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, казенными учреждениями;
- для нужд субъекта РФ, нужд бюджетных учреждений субъекта РФ;
- для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений;
- для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд иными получателями бюджетных средств, выступающими заказчиками в соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ № 94.
Согласно п. 3.12 Приказа в случае подачи участником размещения заказа жалобы в ФАС России, подлежащей рассмотрению территориальным органом ФАС, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу.


Вопрос №3
Каков порядок регистрации заказчиков, работающих в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru?
Ответ
Согласно Постановлению Правительства № 662 от 30 июня 2012 г. «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следует, что положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки и иная информация о закупке, размещаемая заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. и положением, подлежат размещению на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru с 1 октября 2012 г. Для размещения указанных сведений заказчик должен пройти регистрацию на сайте www.zakupki.gov.ru.
Порядок регистрации заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития России № 508, Казначейства России № 14н от 10.08.2012 г. «Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг».
Для осуществления процедуры регистрации заказчику необходимо приобрести квалифицированную электронную подпись в одном из аккредитованных удостоверяющих центров.
Процедуре регистрации непосредственно на самом Официальном сайте www.zakupki.gov.ru должна предшествовать идентификация и аутентификация (регистрация) организации заказчика согласно Приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 13 апреля 2012 г. № 107 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в качестве юридического лица с сертификатом ключа электронной подписи, выданной на имя руководителя на портале государственных услуг www.gosuslugi.ru. После проверки предоставленных сведений на соответствие их данным, полученным из выписки Единого государственного реестра юридических лиц, предоставляемыми ИФНС, допускается регистрация заказчика на сайте www.zakupki.gov.ru.
Дополнительно получить информацию по регистрации заказчики могут на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Информация для заказчиков и поставщиков» - «Руководство пользователя и инструкции».

Вопрос №4
Возможен ли отказ в допуске к участию в электронном аукционе, если участник не прикрепил файл с согласием отдельным файлом?
Ответ
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме согласно ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона № 94-ФЗ от 21. 07. 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94) должна содержать информацию о предоставляемом товаре (работе, услуге), а также согласие участника на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) на тех условиях, которые предусмотрены заказчиком в документации.
Что касается самого согласия, то электронными площадками предусмотрена функция предоставления согласия непосредственно с помощью технических средств площадки.
При этом в случае, если заказчиком предусмотрено требование к содержанию первой части заявки о предоставлении согласия в форме отдельного файла, то прикрепление такого файла в соответствующем поле электронной площадки является обязательным действием при подаче заявки на электронный аукцион.
Однако ФАС России считает, что участнику размещения заказа достаточно предоставить согласие с помощью технических средств электронной площадки и рекомендует участникам размещения заказа в случае отклонения заявки по данному основанию обжаловать такие действия заказчика, аукционной комиссии, подав в контролирующий орган соответствующую жалобу.
Следует помнить, что отклонить первую часть заявки участника размещения заказа заказчик, аукционная комиссия вправе лишь на основаниях, предусмотренных ч. 4 ст. 41.9 ФЗ № 94.

Вопрос №5
Если контракт, заключенный по результатам открытого аукциона, впоследствии расторгнут по соглашению сторон, обязательно ли заключать контракт со вторым участником электронного аукциона через электронную торговую площадку?
Ответ
При расторжении контракта, который был заключен по результатам проведения торгов в форме открытого электронного аукциона, заказчик вправе заключить контракт с участником, который в протоколе подведения итогов стоит под вторым номером (в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94).
Статьей 41.12 ФЗ № 94 предусмотрен порядок заключения контракта со вторым участником проведения торгов. Условия указанной статьи содержат правила, по которым контракт заключается с указанным участником в обязательном порядке в электронном виде на электронной торговой площадке. Несоблюдение указанных правил приравнивается к грубым нарушениям законодательства о госзакупках.
Необходимо помнить, что заключение контракта с участником, которому по результату подведения итогов присвоен второй номер, возможно только при его согласии. При этом участнику под вторым номером предоставлено право отказаться от заключения контракта и санкций за такой отказ законодательством не предусмотрено.

Вопрос №6
Может ли общая (начальная) цена запасных частей и единиц услуг и (или) работ превышать начальную (максимальную) цену контракта по аукциону?
Ответ
Да, такая ситуация возможна. Она может возникнуть в том случае, когда заказчик не может точно определить количество запасных частей и необходимый объем услуг и (или) работ, которые ему понадобятся. Поэтому формируя извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, заказчик указывает начальную (максимальную) цену каждой единицы запасной части и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. При таком развитии событий получается, что общая сумма всех заявленных запасных частей и предполагаемых услуг и (или) работ может превышать начальную (максимальную) цену контракта. Однако необходимо помнить, что заказчик в ходе исполнения контракта будет запрашивать у поставщика только те запасные части и услуги, работы, общая стоимость которых не будет превышать начальную (максимальную) цену.

Вопрос №7
Вправе ли заказчик заключать дополнительные соглашения на продление сроков исполнения контрактов, заключенных на основании ст. 55 Закона о госзакупках?
Ответ
Не вправе. Данную позицию подтверждает Письмо Казначейства РФ № 42-74-05/85-321 от 19.06.2012 г. «О пролонгировании государственных контрактов (договоров), заключенных без проведения конкурсных процедур с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)». Из Письма следует, что ст. 9 Федерального закона от № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусмотрена возможность изменения срока действия (пролонгирования) государственного контракта (договора), заключенного с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Поэтому заключение дополнительного соглашения к государственному или муниципальному контракту (договору), заключенному согласно положениям ст. 55 в части изменения сроков, является неправомерным.

Вопрос №8
Действительно ли поручительство как гарантия исполнения контракта упразднена с июля 2012 г.?
Ответ
Да, верно. На основании принятого Федерального закона № 122-ФЗ от 20.07.2012, который вступил в силу 23.07.2012 г. и внес изменения в действующий Федеральный закон № 94, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства исключено из допустимых форм обеспечения.

Таким образом, по торгам, которые объявляются заказчиками с 23.07.2012 г., обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства предоставляться не может.

Если торги были объявлены до 22.07.2012 г. включительно, то поставщики (подрядчики, исполнители) вправе предоставить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства.

Вопрос №9
Что должен делать поставщик после окончания срока действия ключа ЭЦП?
Ответ
По истечении срока действия сертификата ключа электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) участнику размещения заказа необходимо обратиться в любой из Удостоверяющих центров, которые выдают ключи для участия в госзакупках, и приобрести новый сертификат ключа. Старый сертификат ключа ЭЦП Удостоверяющий центр аннулирует и включает в список отозванных сертификатов. Воспользоваться старым ключом больше не представится возможным.

При этом, если Вы ранее приобретали носитель для хранения сертификата ключа ЭЦП (USB-носитель rutoken или etoken), то повторно приобретать его не обязательно. На один носитель можно записать несколько сертификатов ключей ЭЦП. О наличии своего носителя Вам нужно уведомить Удостоверяющий центр (чтобы Удостоверяющий центр не включал его стоимость в счет) и принести его с собой при получении сертификата ключа.

Вопрос №10
Необходимо ли сведения о договорах, заключенных в соответствии с п. 14.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, вносить в реестр контрактов на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru?
Ответ
В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2010 г. № 1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр» в реестр контрактов на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru не вносятся сведения о договорах, составляющих государственную тайну, а также о договорах, заключенных согласно п. 14. ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94. Относительно п. 14.1: никаких оговорок и поправок на этот счет в Постановление пока не вносилось.

На основании вышеизложенного считаем, что сведения о договорах, заключенных в соответствии с п. 14.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, необходимо вносить в реестр контрактов на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Вопрос №11
Как взыскать неустойку по государственному или муниципальному контракту в случае его ненадлежащего исполнения?
Ответ
Согласно ч. 10, 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрен такой вид ответсвенности как неустойка (штраф, пени) за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В соответствии с п.12 Письма № 02-11-00/5959, опубликованного Министерством финансов РФ от 26 декабря 2011 г. оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.


Вопрос №12
Как правильно указывать код продукции по ОКДП при внесении сведений о контракте в раздел «Реестр контрактов» на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru?
Ответ
В соответствии с III разделом Постановления Правительства РФ от 29.12.2010 г. № 1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр» при формировании сведений о контракте, сведений об изменении контракта в реестр контрактов на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru должна вноситься информация о коде закупаемых товаров, работ и услуг согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее — ОКДП).

При формировании вышеуказанных сведений необходимо указывать код закупаемой продукции по ОКДП с учетом раздела, подраздела, группы и подгруппы видов экономической деятельности, класса и подкласса продукции и услуг, вида продукции и услуг.

То есть, иными словами, указывается конкретный код товара, имеющий самый низкий уровень классификации.

Для того чтобы отследить правильность внесения заказчиками кодов ОКДП, на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru реализован контроль, запрещающий публикацию сведений о контракте, сведений об изменении контрактов, если в них указан код ОКДП, отличный от последнего и предпоследнего уровня в иерархии справочника ОКДП.

Вопрос №13
Какими нормативными актами нужно будет руководствоваться при размещении заказов с 1 января 2012 года?
Ответ

В силу того что в последнее время законодательство о госзакупках претерпевало существенные изменения, поясним, какими нормативно-правовыми актами необходимо будет руководствоваться в своей работе с 01.01.2012 г.

Федеральный закон № 94-ФЗ Федеральный закон № 223-ФЗ
  • государственные заказчики;
  • муниципальные заказчики;
  • бюджетные учреждения.
  • государственные корпорации и государственные компании;
    убъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; 
  • государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия; 
    автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %; 
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам; 
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Напоминаем, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) согласно Федеральному закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться Положением о закупке. На разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок — три месяца со дня вступления в силу указанного закона. До тех пор пока заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке, он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться Положениями Федерального закона № 94-ФЗ.


Что касается проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее — ФКС), отметим, что, вероятнее всего, проект о ФКС будет рассмотрен Государственной Думой РФ в весеннюю сессию, поэтому государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны размещать заказы согласно Федеральному закону № 94-ФЗ.


Вопрос №14
Могу ли я пройти аккредитацию на электронной торговой площадке как Поставщик, если я уже зарегистрирован как Заказчик?
Ответ
Да, можете. Но при прохождении процедуры аккредитации на электронной торговой площадке следует обратить внимание на наличие сертификата электронной цифровой подписи с соответствующей ролью. Сертификат заказчика, полученный в органах Федерального казначейства не предназначен для прохождения аккредитации в качестве участника размещения заказа (далее по тексту УРЗ). Необходимо обратиться в один из авторизованных удостоверяющих центров и получить там соответствующий сертификат с ролью УРЗ. Также следует отметить, что процедуру аккредитации Вы как УРЗ проходите на сайте электронной торговой площадки.

Вопрос №15
Каким образом участнику размещения заказа следует вносить обеспечение исполнения контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме? И обязательно ли предоставлять его Заказчику в электронном виде?
Ответ
В соответствии с п. 11 ч. 3 ст 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту 94-ФЗ) если в аукционной документации заказчик устанавливает требование обеспечения исполнения контракта, то, соответственно, размер, срок и порядок его предоставления также должны быть указаны в аукционной документации. В соответствии с ч.19 ст. 41.12 94-ФЗ в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных выше способов определяется участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Таким образом, победитель аукциона должен предварительно, до момента подписания контракта, оформить обеспечение исполнения контракта вне электронной торговой площадки.

При заключении контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме обеспечение исполнения контракта предоставляется с помощью технических средств электронной торговой площадки (далее по тексту ЭТП). В случае установления заказчиком требования по обеспечению исполнения контракта на ЭТП будет доступна функция прикрепления соответствующего документа, который необходимо будет подписать электронной цифровой подписью лица, уполномоченного на заключение контракта. Предоставить обеспечение исполнения контракта на ЭТП по итогам открытого аукциона в электронной форме в другом виде, кроме электронного, не допускается. Так как при установлении данного требования без предоставления обеспечения исполнения контракта в виде файла Вы не сможете подписать сам контракт. При этом передача заказчику оригиналов документов не исключается, а в некоторых случаях даже необходима.

Вопрос №16
Как указать обоснование начальной (максимальной) цены контракта?
Ответ
В соответствии со ст. 19.1. Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94) заказчики обязаны указывать в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной цены контракта. В обосновании должна содержаться информация о том, на основании чего заказчик установил ту или иную цену контракта. Источниками информации о ценах могут стать данные государственной статистической отчетности, официальный сайт РФ (из протоколов или реестра контрактов других заказчиков), собственный реестр контрактов (применяется при наличии у заказчика информации, полученной по результатам ранее размещенного заказа), информация о ценах производителей (осуществляются запросы в организации о предоставлении прайс-листов с указанием расценок на товары, работы, услуги), общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика.

Выполнение указанного требования будет считаться добросовестным исполнением требований ст. 19.1. ФЗ № 94.


Вопрос №17
Нужно ли прикреплять решение об одобрении крупной сделки при подаче заявки на электронный аукцион?
Ответ
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» одним из условий получения аккредитации на электронной площадке является предоставление оператору площадки решения об одобрении или о совершении по результатам аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.
Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает ту максимальную сумму сделки, которая указана в решении об одобрении или о совершении сделок, предоставленном при аккредитации, то дополнительного предоставления в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки не потребуется.

Если же начальная (максимальная) цена контракта превышает ту сумму, которая указана в решении об одобрении, прикрепленном при аккредитации, хотя бы на одну копейку — то, в данной ситуации участник размещения заказа обязан представить решение о том, что такая сделка будет являться для участника размещения заказа крупной. При этом, решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.
Важно помнить, что на каждый аукцион в электронной форме, где начальная (максимальная) цена контракта превышает максимальную сумму сделки, указанную в решении при аккредитации, необходимо предоставлять такое решение.
Однако может возникнуть ситуация, когда начальная цена контракта не превышает сумму сделки, указанную в решении при аккредитации, но электронная площадка при подаче заявки требует наличие данного решения. Это означает, что заказчик при формировании извещения по электронному аукциону предусмотрел необходимость прикрепления данного документа (это со стороны заказчика не является нарушением, так как в соответствии с ФЗ № 94 заказчик имеет право требовать такой документ).

В такой ситуации следует просто прикрепить то же самое решение, что и при аккредитации, с пояснительной запиской о том, что решения об одобрении крупной сделки по данному аукциону не требуется, так как начальная цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, указанную в решении, прикрепленном при аккредитации (со ссылкой на файл прикрепленного решения).

Вопрос №18
Подскажите образец заполнения первой и второй части заявки на электронный аукцион.
Ответ
Независимо от того, будь то первая или вторая часть заявки на электронный аукцион, обе части заявок оформляются по форме, предусмотренной электронной площадкой, в соответствии с теми требованиями, которые указал заказчик в аукционной документации. При этом заполняются обе части одновременно. Единого образца для заполнения заявки нет.


Первая часть заявки согласно ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94) должна содержать информацию о предоставляемом товаре (работе, услуге), а также согласие участника на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) на тех условиях, которые предусмотрены заказчиком в документации. Она не должна содержать информацию об организации участника размещения заказа, поскольку главным условием первой части заявки является ее анонимность.

Относительно согласия участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг отметим следующее:


- во-первых, для удобства на электронной торговой площадке реализована функция предоставления согласия с помощью технических средств площадки, то есть самостоятельно вручную ничего набирать не нужно;


- во-вторых, по желанию участника размещения заказа можно прикрепить отдельный текстовый файл, содержащий согласие на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- в-третьих, может быть так, что на основании ФЗ № 94 заказчик установит требование о прикреплении файла с согласием.

В данном случае прикрепление такого файла в соответствующее поле на электронной площадке является обязательным действием участника размещения заказа при подаче заявки на электронный аукцион. Кроме того, оформляя первую часть заявки, участнику размещения заказа нужно помнить и об эквивалентах, указываемых заказчиком в тексте технического задания (спецификации). Если заказчик указал на возможность предоставления эквивалентов, то участник размещения заказа должен предоставить конкретные сведения о товаре в форме отдельного файла, который также при помощи технических средств прикрепляется на электронной площадке.

Подробно ознакомиться с вариантами документов и сведений, необходимых для предоставления в составе первой части заявки, можно на нашем сайте в разделе «Темы для скачивания» в теме под названием «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе. Нюансы оформления

Вторая часть заявки должна содержать сведения об участнике размещения заказа, к которым относятся: фирменное наименование организации, почтовый адрес и т. д., а также ряд документов, предусмотренных ч. 6 ст. 41.8 ФЗ № 94. Так, одним из документов, который может потребовать заказчик, является копия документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме (п.2 ч. 6 ст. 41.8). Это означает, что законодательством РФ может быть предусмотрено, что юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения. То есть участник размещения заказа должен иметь, например, лицензии, свидетельства саморегулируемой организации, а также иные документы, установленные законодательством РФ и необходимые для поставки продукции, выполнения работы, оказания услуги. Если заказчик предусмотрел в своей документации такое требование, то участник обязан предоставить документ, подтверждающий его соответствие требованиям законодательства РФ.

Направление бумажных копий документов, содержащихся в составе заявки, в адрес заказчика законом не предусмотрено, заказчик их не примет. В соответствии с ФЗ № 94 все документы для подачи заявки направляются через личный кабинет электронной торговой площадки путем прикрепления их в соответствующие поля.

Вопрос №19
Куда и в какие сроки можно обжаловать действия оператора электронной площадки?
Ответ
Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки допускается в любое время размещения заказа, но не позднее 10 дней со дня размещения на электронной площадке одного (любого) из протоколов электронного аукциона, а также и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке (ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Таким образом, общий срок обжалования составляет 10 дней, за исключением случаев, когда обжалуются действия (бездействия) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участников размещения заказа на электронной площадке. Такой срок составляет 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействий) оператора.

Подать жалобу на действия (бездействия) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, можно исключительно в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России).

Более подробную информацию о порядке и сроках обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, а также заказчика, можно посмотреть на нашем сайте в разделе «Статьи».

Вопрос №20
Когда и куда вносить обеспечение заявки на электронный аукцион?
Ответ
В соответствии с ч. 2 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94) подать заявку и непосредственно принять участие в электронном аукционе возможно только при наличии на счете, открытом участнику при успешной аккредитации на электронной торговой площадке, достаточной суммы денежных средств. При этом размер перечисляемых средств должен быть не менее размера обеспечения заявки, установленного заказчиком в документации по электронному аукциону.
Когда участник размещения заказа принимает участие в электронном аукционе, ему следует заранее позаботиться об обеспечении заявки и перечислить до подачи заявки необходимую сумму, так как данное перечисление является обычной банковской операцией и платежи проходят в течение одного банковского дня + рабочий день.
Насчет вопроса о том, куда вносить денежные средства, отвечаем: пытаться перечислить денежные средства на саму электронную торговую площадку через личный кабинет не следует. Перечисление денежных сумм происходит при помощи обычных платежных поручений. На сайтах пяти электронных площадок в общем доступе есть образцы платежных поручений. Деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки, не расходуются площадкой в полном смысле этого слова, они лишь блокируются оператором электронной площадки при подаче заявки на электронный аукцион, и их можно вывести на свой расчетный счет после разблокирования.

Вопрос №21
Обязательно ли установление обеспечения исполнения контракта при размещении аукциона в электронной форме?
Ответ
Нет, установление обеспечения исполнения контракта не является обязательным требованием, заказчик должен самостоятельно определить, устанавливать обеспечение контракта или нет. Однако есть исключение: если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., то заказчик обязан установить требование обеспечения контракта в размере от 10 % до 30 % от начальной цены контракта (п. 11 ч. 3 ст 41.6 ФЗ № 94).
Если же в аукционной документации заказчик установил требование обеспечения контракта, то соответственно размер, срок и порядок его предоставления также должен быть указан в аукционной документации (п. 11 ч. 3 ст 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Вопрос №22
Наше государственное учреждение впервые будет размещать открытый аукцион в электронной форме, хотелось бы узнать, на какой площадке мы должны размещать заказ? И каков алгоритм действий при работе с электронными аукционами?
Ответ
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме заказчик размещает на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru. При формировании извещения о проведении аукциона заказчик самостоятельно принимает решение, на какой из пяти электронных торговых площадок он планирует провести открытый аукцион в электронной форме, и выбирает желаемую электронную площадку из выпадающего списка.

При этом заказчик должен знать, что после регистрации на Официальном сайте у него автоматически появляется регистрация (и личный кабинет) на каждой из площадок. Кроме того, каждый следующий открытый аукцион в электронной форме заказчик может проводить на любой из пяти электронных площадок.

Напоминаем, что Министерством экономического развития РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой РФ определены операторы пяти электронных торговых площадок - ОАО «Единая электронная торговая площадка», г. Москва (www.roseltorg.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», республика Татарстан, г. Казань (www.zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов», г. Москва (www.sberbank-ast.ru), ООО «РТС – тендер», г. Москва (www.rts-tender.ru), ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки», г. Москва (www.etp-micex.ru).

Также следует понимать, что открытый аукцион в электронной форме может быть размещен заказчиком только на одной электронной торговой площадке, не допускается дублирование закупки сразу на нескольких площадках.

После подписания извещения по закупке электронной цифровой подписью оно автоматически (без участия заказчика) передается на электронную площадку, название которой было указано в извещении.

При этом процесс подачи заявок участниками размещения заказа и проведение электронного аукциона будет производиться непосредственно на электронной торговой площадке. Процедура формирования протоколов заказчиком будет осуществляться на электронной площадке. Сформированные и подписанные на электронной площадке протоколы с помощью программных средств будут автоматически (без участия заказчика) направляться оператором электронной площадки на Официальный сайт www.zakupki.gov.ru.

Заключение и подписание контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме будет происходить также в рамках площадки, а сведения о заключенном контракте заказчик обязан будет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр» разместить на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Вопрос №23
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту изменять форму обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения обязательств по нему?
Ответ
Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик, уполномоченный орган вправе в документации по торгам устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта. При этом в ФЗ № 94 прямо сказано, что контракт заключается только после предоставления обеспечения участником конкурса, открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренного конкурсной документацией.

Способ обеспечения исполнения контракта победитель по закупке выбирает самостоятельно.

Важно отметить, что поставщик имеет полное право комбинировать несколько форм обеспечения контракта, например, если общий размер обеспечения контракта составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, то поставщик может на 20 % от этой суммы предоставить безотзывную банковскую гарантию и на оставшиеся 10 % перевести денежные средства на расчетный счет заказчика, указанный в документации по торгам.

Что касается конкретно возможности изменения формы обеспечения исполнения контракта, то здесь можно сказать следующее. В соответствии со ст. 345 Гражданского кодекса РФ возможна замена вида обеспечения исполнения контракта. Однако такая замена должна осуществляться с согласия заказчика. Лучше, чтобы такое согласие было дано в письменной форме.

Таким образом, если в качестве обеспечения контракта изначально предоставлены заказчику денежные средства, а в ходе исполнения контракта появилась срочная необходимость использования этих денежных средств в хозяйственной деятельности, то с согласия заказчика данный вид обеспечения может быть заменен на другой.

Вопрос №24
Можно ли обратиться в ФАС с жалобой на нарушение требований законодательства о госзакупках, содержащихся в положениях аукционной документации, если заявку на участие в аукционе мы не подавали?
Ответ
Да. В соответствии с п. 1 ст. 57 ФЗ № 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Участниками размещения заказов являются все лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участник размещения заказа, не подававший заявку на участие в электронном аукционе, имеет полное право обжаловать положения аукционной документации.

Вопрос №25
В каком количестве от общего объема закупок государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы для субъектов малого предпринимательства? Распространяется ли выполнение данной нормы на закупки, проводимые путем открытого аукциона в электронной форме?
Ответ
В ст. 15 Закона № 94-ФЗ четко определено, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) в размере не менее 10 % и не более 20 % общего годового объема закупок в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
Действие данной нормы распространяется на закупки, проводимые путем открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок.

Вопрос №26
Допускается ли при проведении открытого аукциона в электронной форме при указании наименования торговой марки не прописывать в извещении слово «эквивалент»?
Ответ
Не допускается. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 3 ст. 34 Закона № 94-ФЗ при указании в документации об аукционе на товарные знаки эти товарные знаки должны сопровождаться словами «или эквивалент» с соответствующими параметрами эквивалентности, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Вопрос №27
Подскажите, пожалуйста, на какой момент должны быть действительны документы, подтверждающие соответствие участника открытого аукциона требованиям законодательства (лицензия).
Ответ
Документы, подтверждающие соответствие участника торгов требованиям законодательства, должны быть действительны на момент подачи заявки. В п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, и в процессе выполнения контракта. Это означает, что в составе конкурсной или аукционной заявки участник размещения заказа обязан предоставить документ, подтверждающий его право заниматься тем или иным видом деятельности. В качестве такого документа могут выступать лицензии, свидетельства о допуске к выполнению работ саморегулируемых организаций и др. Если у поставщика нет действующей лицензии на момент исполнения контракта, то контракт будет с ним расторгнут.

Вопрос №28
Может ли дата начала приема заявок и дата окончания подачи заявок по открытому конкурсу и открытому аукциону попадать на выходной день?
Ответ
В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока подачи заявок приходится на нерабочий день, то днем окончания срока подачи заявок считается ближайший за ним следующий рабочий день. С точки зрения применения законодательства в области госзакупок является весьма сомнительным установление срока приема и окончания подачи заявок на выходной день, т. к. это влечет к ограничению времени подачи заявок для участников размещения заказа, а именно невозможности их принять заказчиком в нерабочий день.

Вопрос №29
Нужно ли предоставлять копию решения об одобрении крупной сделки при аккредитации на электронной площадке, если для ООО это является обычной хозяйственной деятельностью?
Ответ
Да, данное требование является обязательным.

В соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при аккредитации на электронной торговой площадке участники размещения заказа должны предоставлять наряду с другими документами решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества. Однако в соответствии с требованиями закона должны быть предоставлено решение об одобрении или о совершении крупной сделки именно по результатам открытых аукционов в электронной форме , то есть указанная норма Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в данном случае не применяется.

Вопрос №30
Имеет ли право участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, проходящем в соответствии с гл. 3.1 Федерального закона № 94-ФЗ, отменить ее?
Ответ
В соответствии с ч. 18 ст. 41.8 Федерального закона № 94 от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участникам размещения заказа предоставлена возможность не позднее окончания срока подачи заявок отозвать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. Для этого участнику размещения заказа необходимо направить соответствующее уведомление оператору электронной торговой площадки, и в течение одного рабочего дня со дня поступления такого уведомления оператор электронной торговой площадки прекращает блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Вопрос №31
Если сведения о государственном контракте, содержащиеся в реестре контрактов, были возвращены заказчику Уполномоченным органом, в течение какого времени заказчик должен отредактировать эти сведения и отправить на утверждение УО?
Ответ
В Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807 «Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры» указано, что в случае отсутствия в сведениях о контракте (его изменении) необходимых показателей, а также при обнаружении в них несоответствия уполномоченный орган возвращает их заказчику не позднее 3 дней с даты их получения. Иных сроков Постановлением не предусмотрено. Таким образом, для того чтобы исправить ошибки и внести соответствующие изменения, заказчик должен уложиться в 3 дня отведенные указанным Постановлением. Т. е. в случае если заказчик внес и активировал сведения о контракте в первый день с момента его заключения и направил их уполномоченному органу, а уполномоченный орган, в свою очередь, также оперативно проверил их в день поступления, обнаружив несоответствия, направил в тот же день заказчику для внесения изменений, то для редактирования таких сведений у заказчика есть в наличии 2 дня. Но в случае, если заказчик активировал сведения о контракте на третий день с момента его заключения, а уполномоченный орган на второй день с момента поступления таких сведений от заказчика рассмотрел их и, обнаружив несоответствия, направил заказчику для редактирования, то заказчик в обязательном порядке должен внести соответствующие корректировки, но сроки внесения изменений в сведения о контракте будут нарушены.