Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках ЕЦГЗ на фейсбук

Вопросы по 223 ФЗ

В данном разделе выводятся наиболее часто задаваемые вопросы участников торгов.


1. Может ли бюджетная организация, не разместившая в срок до 1 апреля 2014 г. утвержденное Положение о закупке, осуществлять закупочную деятельность в рамках ФЗ № 223?
2. Может ли заказчик при составлении технического задания в соответствии с требованиями ФЗ № 223 осуществить описание объекта закупки, использовав при этом торговую марку, наименование производителя, наименование мест происхождения товара?
3. Можно ли вносить изменения в договор, заключенный в рамках ФЗ № 223, и как правильно это делать?
4. Существует ли пошаговая инструкция по проведению запроса котировок в рамках ФЗ № 223? Какие документы для этого необходимо оформить?
5. В отчет «Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства» входят закупки только свыше 100 тыс. руб. или все независимо от их стоимостного ограничения?
6. Какая ответственность грозит заказчику за невнесение/несвоевременное внесение сведений в реестр договоров на официальном сайте www.zakupki.gov.ru?
7. Имеет ли право заказчик в своем Положении о закупке предусмотреть только два способа закупок: у единственного поставщика и запрос котировок?
8. Как правильно осуществить закупку у единственного поставщика согласно ФЗ № 223, если конкурентная закупка была признана несостоявшейся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки?
9. Какие организации подпадают под действие Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Вопрос №1
Может ли бюджетная организация, не разместившая в срок до 1 апреля 2014 г. утвержденное Положение о закупке, осуществлять закупочную деятельность в рамках ФЗ № 223?
Ответ
Заказчики, чья закупочная деятельность осуществляется на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223), обязаны разработать и утвердить Положение о закупке.

На основании ч. 1 ст. 4 ФЗ № 223 Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное Положение, подлежат обязательному размещению не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

Напоминаем, что Положение о закупке считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после его размещения в общедоступной части сайта.

В ст. 15 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) отмечено, что бюджетные учреждения при наличии принятого ими правового акта в соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 (т. е. Положения о закупке) вправе осуществлять в соответствующем году закупки с соблюдением требований ФЗ № 223, а также указанного правового акта, т. е. Положения о закупке.

Таким образом, заказчики — бюджетные учреждения, не разместившие Положение о закупке до 1 апреля 2014 года, обязаны осуществлять закупки в 2014 году только на основании положений ФЗ № 44 (ч. 25 ст. 112 ФЗ № 44).

Кроме того, бюджетное учреждение, принявшее решение работать по ФЗ № 223 и разместившее на официальном сайте Положение о закупке, в случае возникновения необходимости имеет право в течение года вносить в указанное Положение неограниченное количество изменений. Однако решение о применении в закупочной деятельности норм ФЗ № 223 принимается бюджетным учреждением на весь календарный год и до наступления следующего календарного года изменению не подлежит.
Вопрос №2
Может ли заказчик при составлении технического задания в соответствии с требованиями ФЗ № 223 осуществить описание объекта закупки, использовав при этом торговую марку, наименование производителя, наименование мест происхождения товара?
Ответ
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223) не содержит требований, которые заказчику необходимо соблюдать при описании предмета закупки. Поэтому такие требования, то есть правила составления технического задания (описания объекта закупки), заказчик должен установить в своем Положении о закупке.

Таким образом, при составлении технического задания заказчику необходимо указать функциональные, качественные, эксплуатационные (в случае необходимости) характеристики предмета закупки, руководствуясь при этом утвержденным и размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положением о закупке.

При этом ФЗ № 223, а также принятыми в целях его развития подзаконными актами запретов на включение в техническое задание сведений, содержащих указание на торговую марку, конкретного производителя, а также на наименования мест происхождения товаров, в отличие от Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44), действительно не установлено.

Таким образом, заказчик при составлении технического задания к закупке, осуществляемой в рамках ФЗ № 223, имеет право указывать торговую марку, конкретного производителя при условии, если это предусмотрено его Положением о закупке, а также с учетом Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части антимонопольных требований.
Вопрос №3
Можно ли вносить изменения в договор, заключенный в рамках ФЗ № 223, и как правильно это делать?
Ответ
В отдельных случаях возможно изменение условий договора, заключенного в рамках Федерального закона № 223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223), при его заключении и исполнении. Изменению могут подлежать такие условия, как, например, сроки исполнения, условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), цена.

Так, в п. 5 ст. 4 ФЗ № 223 указано: «В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий».

Таким образом, любые изменения в процессе исполнения договора могут быть внесены в договор только по соглашению сторон, т. е. договор будет признаваться измененным только после подписания сторонами дополнительного соглашения к указанному договору, отражающего все вносимые изменения. При этом возможность изменения отдельных условий договора путем подписания дополнительного соглашения должна быть предусмотрена заказчиком в его Положении о закупке.

Гражданским законодательством установлено, что изменение (или расторжение) договора должно быть осуществлено в той же форме, в какой оформлялся сам договор. При этом все, что исполнено по договору до момента его изменения (или расторжения), не подлежит возврату, если законом либо соглашением сторон не предусмотрено иное.
Вопрос №4
Существует ли пошаговая инструкция по проведению запроса котировок в рамках ФЗ № 223? Какие документы для этого необходимо оформить?
Ответ
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223) заказчики утверждают Положение о закупке, которое целостно регламентирует их закупочную деятельность.
Положение о закупках должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупочных процедур, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положениями ФЗ № 223 предусмотрены такие обязательные конкурентные способы закупки, как конкурс и аукцион. Однако в ч. 3 ст. 3 ФЗ № 223 отмечено, что в Положении о закупке заказчиком, помимо конкурса и аукциона, могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан также установить порядок осуществления закупки указанными им способами в своем Положении о закупке.

Таким образом, ввиду того, что ФЗ № 223 не предусмотрен такой способ закупки, как запрос котировок, заказчики самостоятельно определяют порядок его подготовки и проведения, то есть унифицированной пошаговой инструкции для проведения запроса котировок ФЗ № 223 не предусмотрено.
Следовательно, в вопросе проведения запроса котировок (если такой способ закупки предусмотрен Положением о закупке) заказчику необходимо руководствоваться порядком, изложенным в его Положении о закупке.
Вопрос №5
В отчет «Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства» входят закупки только свыше 100 тыс. руб. или все независимо от их стоимостного ограничения?
Ответ
В отчет, предусмотренный п. 4 ч. 19 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223), включаются сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из формулировки п. 4 ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223 следует, что заказчику необходимо включать указанные сведения о количестве и об общей стоимости договоров независимо от стоимости закупки, т. е. включать в том числе сведения о закупках до 100 тыс. руб.

К такому же выводу приходит Федеральная антимонопольная служба РФ (далее — ФАС РФ) в своем письме от 11.12.2014 № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Обращаем Ваше внимание, что порядок и объем проведения закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства определен Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1352).

В заключение отметим, что Постановление № 1352 применяется в отношении отдельных видов юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., с 01.01.2015, в отношении остальных отдельных видов юридических лиц — с 01.01.2016.
Вопрос №6
Какая ответственность грозит заказчику за невнесение/несвоевременное внесение сведений в реестр договоров на официальном сайте www.zakupki.gov.ru?
Ответ
В случае обнаружения контролирующим органом факта нарушений, допущенных заказчиком в части порядка и сроков внесения необходимых информации и документов в реестр договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, к заказчику могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, статья 7.32.3 КоАП РФ предусматривает применение мер административной ответственности к заказчикам за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 7.32, влечет применение штрафных санкций к должностному лицу заказчика в размере от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб., к юридическому лицу — в размере от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

В ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ отмечено, что за неразмещение в ЕИС в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрено административное наказание в виде виде штрафа, применяемого к должностному лицу заказчика в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., к юридическому лицу — в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
Вопрос №7
Имеет ли право заказчик в своем Положении о закупке предусмотреть только два способа закупок: у единственного поставщика и запрос котировок?
Ответ
При закупке товаров (работ, услуг) в рамках действующих положений Федерального закона № 223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223) заказчик руководствуется Положением о закупке, принятым в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и утвержденным с учетом положений ч. 3 ст. 2 названного закона локальным актом.

На основании ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в. т. ч. порядок подготовки и проведения закупочных процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Отметим также, что положениями ФЗ № 223 предусмотрены такие обязательные для проведения способы закупок, как конкурс и аукцион. Однако на основании ч. 3 ст. 3 ФЗ № 223 в Положении о закупке заказчиком могут быть предусмотрены иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки (например, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры). При этом в своем Положении о закупке заказчик обязан установить порядок осуществления закупки всеми указанными им способами.

Следовательно, в Положении о закупке заказчиком в обязательном порядке должны быть указаны следующие способы закупок: конкурс, аукцион, закупка у единственного источника.

Иные способы закупок, например запрос котировок, запрос предложений, также могут быть предусмотрены заказчиком в его Положении о закупке.
Вопрос №8
Как правильно осуществить закупку у единственного поставщика согласно ФЗ № 223, если конкурентная закупка была признана несостоявшейся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки?
Ответ
В описанном случае несостоявшейся закупки заказчик имеет право принять решение о проведении закупки у единственного поставщика, если изначально он предусмотрел такую возможность в своем Положении о закупке в разделе «Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Если же такой пункт в Положении о закупке заказчиком предусмотрен не был, заказчику, вероятнее всего, необходимо провести повторную процедуру закупки одним из конкурентных способов, содержащихся в принятом Положении о закупочной деятельности.

Таким образом, если в Положении о закупочной деятельности значится пункт, согласно которому для заказчика наступает право заключения прямого договора в случае несостоявшейся закупки, проводимой любым конкурентным способом осуществления закупки, в связи с тем, что по истечении срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной такой заявки, заказчик действительно имеет право заключить договор с единственным источником. При этом порядок осуществления этой процедуры заказчиком также должен быть предусмотрен его Положением о закупке.

В случае если для заказчика наступает описанное выше право осуществления закупки у единственного источника, заказчик (если это предусмотрено его Положением о закупке) на основании п. 15 ст. 4 ФЗ № 223 размещает на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информацию об осуществлении закупки (если цена договора превышает 100 тыс. руб.) и иную информацию, предусмотренную Положением о закупке (ч. 5 ст. 4 ФЗ № 223).

Кроме того, заказчику необходимо будет внести изменения в план закупок, а также на основании п. 2 ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223 не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, разместить сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Подводя итог сказанному, еще раз обратим внимание на то, что в данном вопросе необходимо в первую очередь руководствоваться нормами Положения о закупочной деятельности, разработанного и утвержденного организацией заказчика.
Вопрос №9
Какие организации подпадают под действие Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Ответ
В Федеральном законе № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223) установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.
К числу таких лиц ст. 1 ФЗ № 223 относит:
1. Государственные корпорации и государственные компании;
2. Субъекты естественных монополий;
3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
4. Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
5. Автономные учреждения;
6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
7. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
8. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Если юридическое лицо попадает в этот перечень, соответственно, закупки, совершаемые данным лицом, равно как и заключение договора, должны быть основаны на положениях ФЗ № 223.

При этом следует понимать, что абсолютно все закупки (включая канцелярские товары, хозтовары, технику и др.) должны закупаться, в соответствии с положениями ФЗ № 223.