![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Действия (бездействие) оператора электронной площадки: как реагироватьСистема госзакупок является важнейшим элементом государственного финансового хозяйства и одним из наиболее выгодных и прибыльных направлений осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время система госзакупок претерпевает серьезные изменения. Всего пять электронных площадок решило оставить себе государство для проведения торгов. Напомним, что конкурс по отбору операторов электронных площадок был объявлен в конце ноября прошлого года, заявки на него подали 18 участников. Победителями стали две правительственные электронные площадки - это Москва (ОАО «Единая электронная торговая площадка») и Татарстан (ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»), две биржи - ММВБ и РТС, и Сбербанк. Именно эти электронные площадки займутся всеми закупками, которые по предварительным данным Минэкономразвития России составят около 3 триллионов рублей. Правда, здесь необходимо добавить, что, как заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, позднее к ним возможно присоединится шестая электронная площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которой будут проводиться только госзакупки нефтепродуктов. Разработчики данных инициатив надеются, что новые правила позволят значительно увеличить прозрачность госзакупок, усилить конкуренцию и снизить риски недобросовестности как заказчиков, так и поставщиков. Сложно согласиться, что фактическое отсутствие здоровой конкуренции, и особенно недобросовестность участников размещения заказа в новых электронных аукционах уйдут в прошлое. Во все времена люди находили лазейки и скользкие стороны закона, поэтому какие бы преграды государство не чинило, в том числе и в госзакупках, везде найдутся «умники», ломающие эти преграды. Правительство решило, что для реализации поставленных целей пяти электронных площадок вполне достаточно. Участники рынка во мнениях разошлись. Решение правительства и результаты конкурса вызвали массу споров и вопросов у участников рынка. Иначе и не могло быть, ведь цена вопроса баснословная - на счетах операторов окажутся миллиарды (открытый аукцион в электронной форме требует в обязательном порядке внесения всеми поставщиками солидных средств, которые будут в том числе использоваться для обеспечения заявки на участие: до 5 % от начальной цены каждого контракта). Кстати, об операторах электронных площадок. Это новое, «невидимое» лицо в системе госзакупок. Согласно закону, на операторов электронных площадок возлагается ответственность по:
Кроме того операторы электронных площадок в ответе за разглашение сведений об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в электронном аукционе. Операторы электронных площадок просто обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся во второй части заявки до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме. Суть такой конфиденциальности и заключается в том, чтобы обеспечить сохранность получаемых документов, а также исключить возможность передачи документов либо разглашения содержащихся в них сведений третьим лицам. Что же получается? В госзакупках появилось лицо, которое играет ключевую роль между заказчиком и поставщиком? Несомненно, да. Теперь возникнет еще одна проблема в госзакупках — добросовестность операторов электронных площадок. Да-да, именно добросовестность! Однозначно: если есть ответственность, то будет и нарушение. Возникновение различного рода проблем в отношении действий (бездействий) операторов электронных площадок неизбежно. Например, где гарантия, что один из поставщиков не позвонит другому поставщику и «не предложит» отозвать свою заявку? Нигде. А кто в ответе за конфиденциальность сведений? Оператор электронной площадки. Мириться с нарушениями - дело уже каждого участника размещения заказа. Но не нужно забывать о том, что действия (бездействие) оператора электронной площадки можно обжаловать так же, как и действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки допускается в любой момент проведения процедуры госзаказа. Положение о возможности обжалования в любое время было специально введено в ФЗ № 94-ФЗ одновременно с введением новых электронных аукционов. При этом ФЗ № 94-ФЗ допускает обжалование действия (бездействие) оператора электронной площадки и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке. Самое главное, во-первых, не запутаться в сроках обжалования. «Общий» срок обжалования - не позднее 10 дней со дня размещения на электронной площадке:
Обжалование действия (бездействия) оператора электронной площадки, связанного с проведением открытого аукциона в электронной форме, допускается в течение тех же 10 дней. Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в электронном аукционе. Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении государственного или муниципального контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения государственного или муниципального контракта. Федеральный закон № 94-ФЗ устанавливает и «специальный» срок обжалования относительно действий (бездействий) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке. Такой срок составляет 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействий). Во-вторых, необходимо четко разграничивать, что проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, осуществляются исключительно в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы России. Поэтому, если поступит обращение либо жалоба от участника размещения заказа на действия (бездействие) оператора электронной площадки в территориальный орган ФАС России, то такой орган по подведомственности передаст такое обращение либо жалобу в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом ФАС России. Проведение же проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, также остается за территориальными органами ФАС России. И последнее, если все же по тем или иным причинам не удалось подать жалобу и истекли сроки обжалования, то дальнейшее обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки возможно осуществить только в судебном порядке. Мезина Алла Александровна 10.10.2010 г. Вы хотите научиться работать на электронных площадках и правильно проводить аукционы в электронной форме? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.
Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ. |
|||
![]() ![]() Разработка сайта ООО ЮТЦ "Ориентир", 2010 |