Федеральный закон № 223-ФЗ: новые правила игры заказчиковНаступление 2013 г. стало знаковым событием для той части юридических лиц, которые с 1 января 2013 г. в своей закупочной деятельности обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223). Именно с этого момента заказчики, упомянутые в ч. 7 ст. 8 ФЗ № 223, должны отчитываться перед государством обо всех своих приобретениях и закупать необходимые для удовлетворения собственных нужд товары, работы, услуги по новым правилам, таким, на первый взгляд, сложным и непонятным. К таким заказчикам относятся: Для большинства перечисленных организаций, наверное, еще долгое время будут оставаться актуальными вопросы, как переходить на новую систему работы, как должным образом исполнить новые требования законодательства, чтобы впоследствии избежать административных санкций со стороны контролирующих органов за допущенные нарушения. Поэтому в данной статье мы сформулировали краткий перечень действий заказчика по работе с ФЗ № 223, чтобы хоть в какой-то степени развеять тень сомнений и непонимания на первых этапах его работы.
1. Разработка Положения о закупкахБезусловно, ФЗ № 223 наделяет заказчиков рядом обязанностей, в частности требует от них обязательную разработку и утверждение главного документа — Положения о закупке, где подробно должно быть расписано, как фактически организация заказчика будет осуществлять закупки, какие способы закупок будут использоваться (например, открытый конкурс и аукцион, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, закупки у единственного поставщика и т. д.), каковы основные механизмы проведения закупочных процедур, требования к составу заявок и к потенциальным участникам закупок, критерии выбора победителя, сроки и порядок заключения договоров и многое другое. При разработке своего Положения о закупке многие заказчики, пока не являясь специалистами в этой области, полностью ориентируются на нормы Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94) и бездумно копируют статьи закона о госзакупках в свое Положение, совсем не учитывая специфику деятельности своей организации и дальнейшую обязанность исполнять утвержденные пункты. Напоминаем, что в ходе проведения закупок заказчик не вправе закупать товары, работы, услуги с нарушением требований и условий, определенных в его Положении о закупке и в ФЗ № 223, потому что это в первую очередь противоречит требованиям законодательства, а также может быть обжаловано участниками закупок. До тех пор, пока заказчик (орган управления) не утвердит и не разместит на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/ (далее — Официальный сайт) Положение о закупке, он будет вынужден вести закупочную деятельность по аналогии с государственными и муниципальными заказчиками согласно ФЗ № 94. Из практики работы корпоративных заказчиков, которые применяют положения ФЗ № 223 уже с 1 апреля 2012 г., видно, что в размещенные на Официальном сайте Положения о закупках заказчики неоднократно вносят изменения. Это в первую очередь следствие нарабатываемого заказчиками опыта закупочной деятельности, в результате которого корректируются все острые углы в «сырых» Положениях о закупках. Напоминаем, что возможность вносить изменения в Положение о закупке предусмотрена непосредственно ч. 1 ст. 4 ФЗ № 223.
2. Получение квалифицированной электронной подписиВ связи с тем, что законодатель обязал заказчиков для повышения гласности и прозрачности проводимых закупок размещать в установленные сроки информацию о них на Официальном сайте, компаниям для выполнения данной нормы закона необходима квалифицированная электронная подпись (и прилагающееся к ней программное обеспечение), которую необходимо приобрести в одном из аккредитованных удостоверяющих центров страны, перечень которых содержится на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
|
№ п/п |
Наименование документа |
Срок размещения |
1. |
Положение о закупке |
Не позднее 15 дней со дня утверждения |
2. |
Изменения, вносимые в указанное положение |
Не позднее 15 дней со дня их принятия |
3. |
План закупок |
В течение 10 календарных дней с даты утверждения плана |
4. |
Изменения, вносимые в план закупок |
В течение 10 календарных дней с даты внесения в него изменений |
5. |
Извещение о проведении конкурса или аукциона |
Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок |
6. |
Документация о закупке |
Размещается одновременно с извещением |
7. |
Проект договора |
Является неотъемлемой частью извещения и документации |
8. |
Изменения, вносимые в извещение о закупке (касается только конкурса или аукциона) |
В течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений |
9. |
Изменения, вносимые в документацию о закупке (касается только конкурса или аукциона) |
В течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений |
10. |
Разъяснения документации о закупке |
В течение 3 дней со дня предоставления указанных разъяснений |
11. |
Протоколы, составляемые в ходе закупки |
Не позднее 3 дней со дня подписания таких протоколов |
Точный порядок размещения информации по закупкам определяется заказчиком в Положении о закупке.
Следующая новая обязанность - составление заказчиком подробного плана закупок (ч. 2 ст. 4 ФЗ № 223) на весь 2013 г., т. е. в данном плане закупок заказчику необходимо отразить перечень расходов, которые он планирует произвести для удовлетворения потребностей своей организации в течение финансового года. Иными словами, в план закупок включается информация о тех договорах (например, договорах на приобретение ГСМ, автомобиля, канцелярских товаров, бытовой химии; на оказание услуг водо- и электроснабжения, услуг связи, услуг по подписке на периодическое печатное издание, услуг в области здравохраниения; договорах на выполнение работ по выполнению текущего и капитального ремонта и мн. др.), которые заказчик будет заключать в течение года, за исключением случаев, определенных законом. Для многих заказчиков выполнение этой задачи вызывает некоторые сложности, потому что ранее заказчики осуществляли свою деятельность самостоятельно в соответствии с общими нормами гражданского права.
В случае если закупается инновационная продукция, высокотехнологичная продукция, лекарственные средства, план закупок размещается заказчиком на Официальном сайте на трехлетний срок (ч. 9 ст. 8 ФЗ № 223).
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ № 908 от 10.09.2012 г. «Об утверждении Положения о размещении на Официальном сайте информации о закупке» планы закупок товаров, работ, услуг для заказчиков, работающих в соответствии с положениями ФЗ № 223 с 1.01.2013 г., должны были быть размещены на Официальном сайте не позднее 31.12.2012 г. в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.
Непосредственно вопросы порядка формирования плана закупки, требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана». Однако из положений ч. 4 Постановления Правительства РФ № 932 следует, что сведения не обо всех проводимых заказчиком закупках включаются в план. Так, например, в план закупки не включаются:
Таким образом, заказчик обязан включать в план информацию о закупках стоимостью более 100 тыс. рублей, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет менее 5 млрд рублей.
Кроме этого, Постановление Правительства РФ № 932 предполагает, что план закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.
Надо отметить, что при изменении потребности заказчика в товарах, работах, услугах, закупка которых изначально была запланирована и отражена в плане закупки, у заказчика есть возможность внести в план необходимые корректировки. Изменять план-график закупок заказчик вправе только в случаях, определенных в ч. 8 Постановления Правительства РФ № 932:
а) изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
б) изменения более чем на 10 % стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявляемого в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществить закупку в соответствии с запланированным объемом денежных средств, т. е. предусмотренным планом закупки;
в) в иных случаях, установленных Положением о закупке и другими документами заказчика.
Однако заказчику необходимо учитывать, что в случае, если запланированная закупка происходит путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на Официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
Внесение изменений в план закупки, как правило, осуществляется на основании подписания соответствующего приказа при условии, если оформление данного документа было предусмотрено Положением о закупке.
По результатам проведения закупок заказчик, в соответствии с ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, обязан разместить на Официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных в рамках отчетного месяца. Размещению подлежат:
Следовательно, заказчик должен отражать в отчете сведения не о каждой конкретной проведенной закупке, а обобщенную информацию обо всех договорах, заключенных в прошедшем месяце. При этом данная обобщенная информация включает в себя также сведения о договорах, заключенных по итогам закупок, информация о которых не подлежит размещению на Официальном сайте (ч. 16 ст. 4 ФЗ № 223). Т. е. если в течение месяца заказчиком закупались, например, юридические услуги, услуги по направлению сотрудника в служебную командировку, офисная техника и многое другое на сумму до 100 тыс. рублей (а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд рублей, то заказчик вправе не размещать на Официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает 500 тыс. рублей), то все эти закупки заказчик также обязан включить в отчет в графу «сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)».
Надеемся, что в дальнейшем работа госкомпаний, в соответствии с нормами ФЗ № 223, стабилизируется, а приобретенные знания, навыки и практический опыт позволят заказчикам добросовестно соблюдать новые правила игры.
Светличная Лилия Алексеевна,
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам (www.ecgz.ru)
ЮТЦ «Ориентир»
14.02.2013 г.
У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как работать по новым правилам? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.
Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.