Заказ на энергосервис: особенности размещения, проведение энергоаудита и энергоэффективных мероприятий, ФЗ № 261
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Список статей

ЗАКАЗЧИКАМ
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»
120 часа (3 недели)
Стоимость 5900 руб.

"Загадочный" энергосервис

Ну вот, мало того что с апреля текущего года пошла новая волна переживаний и суеты вокруг Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94) в связи с недавно внесенными изменениями (и к слову сказать, не последними), так еще добавилась обеспокоенность заказчиков вопросом размещения заказов на энергосервис. Никто не может понять, что это такое в принципе, как с этим работать. Поэтому в данной статье попробуем разобраться, откуда возникла потребность включения в ФЗ № 94 главы 7.1. «Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд», что такое энергосервисный контракт и каким образом он заключается.

С чего все началось

А все началось с того, что однажды за круглым столом «верхи» посчитали показатели потребления всех видов энергии (света, воды, газа, топлива, угля и т. д.) по всей России и пришли к выводу, что россияне слишком много потребляют энергии. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446-р «О государственной программе РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5—3,5 раза выше, чем в развитых странах, — а это нереально огромные объемы всех энергоресурсов. Кроме того, одним из важных «камней преткновения» в данной ситуации является то, что, по данным из той же программы, более 70 % различных объектов в жилищном фонде, бюджетном секторе, промышленности и т. д. полностью изношены, а 90 % мощностей действующих электростанций, 83 % жилых зданий, 70 % котельных, 70 % технологического оборудования электрических сетей и 66 % тепловых сетей было построено еще до начала 90-х годов. То есть проблема огромного потребления энергетических ресурсов состоит в том, что в наших домах, учреждениях, на предприятиях стоит изношенное либо устаревшее, слишком «съедающее» потребляемые нами энергоресурсы оборудование.

В связи с этим Россия по потреблению энергоресурсов просто не в состоянии дотянуть до всех «мыслимых» и «немыслимых» мировых стандартов — и это, на самом деле, проблема, ведущая к неблагоприятным последствиям для нашей страны. По мнению специалистов, сохранение высокой энергоемкости (то есть потребление большого количества энергии) приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Поэтому одной из главных правительственных задач является снижение потребления энергоресурсов.

Упомянутая выше государственная программа, иными словами ее можно назвать энергетическая стратегия, призвана запустить процесс по снижению потребления энергоресурсов. Не станем вдаваться в подробное изучение данной программы, а только укажем на главную мысль всего этого документа: потребление энергии в стране за счет энергоэффективных мер к 2020 г. должно уменьшиться на 40 %—80 %. Перечень энергоэффективных мер для каждой сферы жизнедеятельности, включая учреждения бюджетной и социальной сферы (детские сады, школы, больницы, вузы, театры и т. д.), также определен в данной программе.

И тут началось: создание на уровне федеральных органов исполнительной власти специальных структур по вопросам координации и контроля за реализацией государственных мер в области энергосбережения, внесение изменений в различные законодательные акты, отмена старых и издание новых законов, постановлений, разработка и утверждение правил, требований, рекомендаций, ответственности, разработка и реализация региональных и муниципальных программ в области энергосбережения... В общем, закипела «сочинительная» работа наших органов законодательной власти.

Ближе к теме

Итак, самым основным документом для заказчиков должен стать Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ № 261 ). Он-то и является отправной точкой для конкретных действий заказчиков бюджетной сферы. Согласно данному документу, начиная с 1 января 2010 года, государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Проще говоря, — начать экономить потребляемую энергию, будь то газ, свет, вода и т. д., и, заметьте, начать экономить уже с 1 января 2010 года.

Данным законом также введен запрет на приобретение заказчиком электрических ламп. Так, согласно положениям ФЗ № 261 не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Для того чтобы на практике реализовать нормы ФЗ № 261 и начать экономить те самые ресурсы, органам государственной власти и местного самоуправления, бюджетным организациям (заказчикам) необходимо провести ряд мероприятий по энергосбережению.

Что такое энергосберегающие меры?

Под энергосберегающими мерами подразумевается проведение комплекса мероприятий, направленных на уменьшение расхода энергоресурсов (в нашем случае заказчика), а также учета и анализа этого расхода, что в свою очередь предполагает установку дополнительного учетного и аналитического оборудования, кроме самих эффективных систем энергосбережения.

Большинство заказчиков слабо представляют, какие именно мероприятия им придется проводить в ближайшем будущем в целях борьбы с расточительностью энергоресурсов.

Например, это может быть установка теплосчетчиков, замена окон, лампочек, снижение температуры в помещениях в нерабочее время, водосберегающая сантехника, улучшение теплоизоляции труб, чердаков, утепление окон и дверей, уменьшение площади остекления, установка энергоэффективных окон и дверей и многое, многое другое, что позволит сэкономить потребляемую заказчиком энергию (свет, вода, газ).

Первый шаг

Но откуда нам узнать, какие энергосберегающие мероприятия необходимо провести для конкретного объекта (здания, строения, сооружения)? — спросите вы.

И действительно, откуда?

Ответ прост. Первым шагом к энергосбережению является энергетическое обследование, то есть энергоаудит всех энергосистем здания заказчика.

Только с помощью энергоаудита можно выявить основные проблемы в системах энергообеспечения и потребления и получить четко сформулированные рекомендации по снижению потребления ресурсов (воды, света, и т. д.)

О необходимости проведения энергоаудита говорится и в государственной программе и в ФЗ № 261. Причем заметим, что первый энергоаудит согласно ФЗ № 261 должен быть проведен до 1 января 2012 г. при условии, что начало проведения энергоаудита положено с 1 января 2010 г., получается что законодатель дал заказчику два года на то, чтобы организовать и провести энергоаудит на своем объекте.

Сейчас же получается, что для многих заказчиков осталось меньше одного года для того, чтобы успеть провести энергоаудит. Однако, казалось бы, ограниченные сроки проведения энергоаудита и небольшое число организаций, которые вправе его проводить (кстати, проводить его могут организации, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования), должны были бы создать очереди на энергоаудит для государственных и муниципальных учреждений. Но увы, нет...

Не зря мы делаем акцент на «...многих заказчиков...», ведь целый год (2010 год) был потерян, так как до недавнего времени практически никто не занимался решением этой проблемы, она благополучно осталась в подвешенном состоянии во многих учреждениях бюджетной сферы, и говорить здесь о чьей-либо вине не приходится.

Существует несколько причин, по которым очереди пока не возникают: меры по повышению энергоэффективности бюджетного сектора внедряются слишком медленными темпами. И это не удивительно, так как внедрение и проведение энергосберегающих мероприятий для нашей страны является абсолютно новым направлением государственной политики, а всё новое и неизведанное «внедряется и приживается» трудно, долго и, может быть в некоторой степени, болезненно. Кроме того, низкая информированность самих руководителей учреждений о механизмах, предусмотренных ФЗ № 261, и последовательности мероприятий по внедрению технологий, позволяющих экономить потребление ресурсов.

Подавляющее большинство руководителей предприятий и организаций лишь слышали о существовании ФЗ № 261, другие же вообще не имеют представления о том, зачем им нужны энергосбережение и энергоаудит.

А законы, какие бы они ни были, надо все же исполнять, их никто не отменял.

Четкого мнения о том, когда именно руководителю учреждения надо задуматься о проведении энергоаудита, не существует. Есть разработанные Минпромэнерго РФ (Приказ Минпромэнерго РФ от 04.07.2006 г. № 141) рекомендации по проведению энергоаудита, согласно которым обследования должны проводиться не реже чем один раз в пять лет. Однако как утверждают специалисты, сигналом для проведения энергоаудита должна послужить не рекомендация министерства, а самостоятельное решение руководителя о том, когда это необходимо, так сказать ориентироваться на долю затрат по потреблению энергоресурсов (света, воды, газа, топлива, угля и т. д.). То есть, например, если в ходе проверки установлено превышение потребление энергоресурсов больше чем от обычной нормы — придется прибегнуть к энергоаудиту, который как и все обычные потребности заказчиков осуществляется через процедуру размещения заказа согласно ФЗ № 94. При этом руководитель должен учитывать, что энергоаудит можно провести только лишь в отопительный сезон, поэтому сейчас, размещая заказ на проведение энергоаудита, обследовать и выявить проблемные участки, а равно как и дать верные заключения, энергосервисной компании будет достаточно затруднительно.

По результатам энергоаудита заказчик получает энергопаспорт на принадлежащий ему объект.

Работа продолжается....

Да, скажете вы, провели энергетическое обследование, получили энергопаспорт, а что дальше?

А дальше начинаются другие «хлопоты» заказчика.

В полученном энергопаспорте заказчик найдет очень много, а самое главное: необходимую информацию, являющуюся основой для проведения энергосберегающих мероприятий.

Организация, проводящая энергоуадит, при составлении энергопаспорта указывает в нем, в каких местах на предприятии заказчика и что именно необходимо сделать, чтобы в конечном счете была достигнута экономия потребляемой энергии. Иными словами, поставщик, осуществляющий услуги по проведению энергоаудита, задает заказчику курс на системное и последовательное выполнение требования государственной программы и ФЗ № 261 — снижением объема потребляемых ресурсов не менее чем на три процента от объема потребленного в предыдущем году.

Таким образом, на основании энергопаспорта проводится дальнейшая работа по разработке программы и реализации энергоэффективных мероприятий, составление технико-экономического обоснования для проведения работ, сами проектные работы и их согласование с заказчиком и многое-многое другое.

Возникает теперь другой вопрос — как после всего вышеописанного заказчику реализовать все мероприятия, указанные в энергопаспорте?

И на этот вопрос есть свой ответ.

Законодатель ввел новую разновидность договоров — энергосервисный контракт, указывая на то, что проведение мероприятий, обозначенных в энергетическом паспорте, осуществляется именно на основании заключения государственных (муниципальных) энергосервисных контрактов (договоров).

Что такое энергосервисный договор и с кем его заключать?

Это, по сути, договор на внедрение энергосберегающих технологий.

Главным образом энергосервисный контракт заключается с целью модернизации существующих или постройки (установки) новых объектов, отвечающих за распределение и использование энергетических ресурсов, в том числе тепла и воды.

Энергосервисный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса услуг по проведению на предприятии заказчика энергоэффективных мер, при которых сэкономленные заказчиком денежные средства от снижения объемов энергопотребления используются для оплаты стоимости этих самых энергосберегающих мер.

Таким образом, на энергосервисную компанию возлагается весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению эффективных результатов. Поэтому при идеальной ситуации энергосервисные компании, как правило, напрямую заинтересованы в том, чтобы весь комплекс работ был проведен качественно, добросовестно и получен хороший результат, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависят от размера сэкономленных заказчиком средств на оплату коммунальных услуг.

Энергосервисный договор, как правило, заключается на 5—10 лет, но не исключен и срок менее 5 лет.

Порядок оплаты по таким контрактам определяется в соответствии с бюджетным законодательством, но а заключение их происходит, опять же, через процесс размещения заказа любым из способов, указанных в ФЗ № 94.

Так, Федеральным законом № 261 в Федеральный закон № 94 была введена глава 7.1., посвященная размещению заказа на энергосервис для государственных и муниципальных нужд.

Стоит заметить, что данная глава содержит в себе всего лишь одну статью 56.1., что в общем-то и понятно, так как все вопросы организации самих закупочных процедур по контрактам на энергосбережение ничем не отличаются от обычных конкурсов, аукционов, запросов котировок. Порядок и хронология размещения заказа не имеет никакой специфики — действуют общие правила по соблюдению сроков приема заявок, предоставления документации, правила по взаимодействию с участниками размещения заказа, правила по формированию документации, проведению оценки, выявлению победителя по итогам процедуры, подписанию государственного (муниципального) контракта.

Особенности касаются содержания отдельных пунктов документации, заявок и контракта, о чем и гласит статья 56.1. ФЗ № 94.

В дополнение — при подготовке проекта энергосервисного контракта заказчикам необходимо опираться на Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

Таким образом, заказчику при размещении заказа на энергосервис необходимо уделить особое внимание на дополнительные требования, которые должны быть соблюдены наряду с общими положениями.

Кстати, в помощь заказчику Министерство экономического развития РФ на своем сайте в разделе «Деятельность» — «Направления» — «Энергоэффективность» разместило проект примерного государственного контракта на энергосервис и примерную конкурсную документацию на заключение контракта на энергосервис.

Подводим итоги

В итоге намечены планы, стратегии, и даже есть закон, но на практике, на сегодняшний день, система по внедрению энергосберегающих мероприятий работает не в полную мощность.

А не работает, главным образом, по причине недостаточной законодательной базы, пробелов в существующих нормативно-правовых актах, не позволяющих четко установить порядок взаимоотношений.

Кроме того, те риски, которые берет на себя энергосберегающая компания, достаточно высоки, это и технический риск, риск неверной эксплуатации и недостаточного обслуживания оборудования, риск ошибочной оценки базисного потребления энергии, включая экономический риск: изменение цен на энергию, банкротство клиента и ошибочный расчет производственного плана и т. д.

И еще нельзя не упомянуть об одном не менее важном моменте: на сегодняшний день в РФ специализированных энергосервисных компаний, которые бы провели и энергоаудит, и энергосберегающие мероприятия, практически нет. При этом, сложно представить организацию, которая бы имела такой огромный потенциал и ресурсы для проведения полного комплекса энергосберегающих мероприятий.

И, конечно же, ситуация, когда энергоаудит проводит одна организация, а выполняет комплекс энергосберегающих мер другая организация, для заказчика невыгодна (накладывает дополнительные затраты). Лучше всего, чтобы одна и та же организация провела и энергоаудит, и энергосберегающие меры. Ведь с одним подрядчиком заказчику будет намного проще работать, да и весь процесс от энергетического обследования до модернизации здания пройдет более эффективнее, но увы... Организаций, которые проводят только энергоаудит, в РФ достаточно.

Есть немногочисленные российские энергосервисные компании, которые сконцентрированы в основном в столице РФ, но и они пока не могут в полной мере осуществлять весь комплекс возможных энергетических мероприятий. В итоге получается, что провести энергоаудит объекта можно, но вот заключать энергосервисный договор в последствии — фактически не с кем.

Вот и выходит, что все эти нюансы, проблемы и недочеты сдерживают процесс реализации ФЗ № 261, в том числе главы 7.1 ФЗ № 94.

Но осуждать в этом кого бы то ни было не стоит. Ведь оно и понятно, внедряя что-то новое, сложно, да и невозможно спрогнозировать и учесть все ситуации. Поэтому методом проб и ошибок мы медленно, но уверенно двигаемся вперед.



Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

09.06.2011 г.


У вас остались вопросы о том, как разместить заказ на энергосервис, о том, что такое энергоаудит и энергоэффективные мероприятия? Вам непонятны положения ФЗ № 261? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.



ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.