Если человек сталкивается с вопросом, который ему раньше не приходилось решать, или вопросом, который находится вне его компетенции, то чаще всего он обращается к помощи специалистов. Конечно, если есть время пройти обучение, перенять опыт у коллеги, посмотреть судебную практику или практику контролирующих органов, можно прийти к решению вопроса самостоятельно. Но в случае, когда времени на это нет, а нужно срочно решить вопрос, подготовить документы, иск и т. п., единственный выход — прибегнуть к помощи специалиста. Тем более в том случае, когда речь идёт о возможности применения персональной ответственности представителя заказчика или поставщика за исход дела или о репутации организации. Специалист окажет практическую помощь, которая может заключаться в подготовке документации о проведении закупки, размещении сведений о закупке на сайтах, подготовке заявок на участие в торгах, исковых заявлений в суд, жалоб в ФАС и т. п.
Если Вы решили привлечь специалиста для оказания юридических (практических) услуг, то нужно выяснить уровень его профессионализма и стабильности организации, которую он представляет. Как это следует сделать?
Главное для выполнения работы любого привлекаемого специалиста — документы. Только анализ документов позволит специалисту сделать выводы относительно возникшей ситуации, предложить варианты её решения.
С повсеместным внедрением Интернета исчезли границы при оказании таких услуг. Документ отправляется электронной почтой, общение по телефону или через Интернет позволяет конкретизировать и обсудить важные моменты, что зачастую даёт возможность решать вопрос более оперативно. В таком случае не тратится время на поездки, ожидание в очереди и т. п. А главное, использование Интернета расширяет географические возможности поиска высококвалифицированных специалистов и оптимизации стоимости услуг таких специалистов.
Алгоритм поиска специалиста следующий:
1. Для того, чтобы найти организацию, которой можно доверить составление юридически значимых документов, оказание Вам практических услуг, выберите в Интернете предложения о таких услугах хотя бы от трёх разных организаций.
2. Изучите их сайты, при этом особое внимание уделите следующим моментам:
а) определите, как давно организация, которой принадлежит сайт, владеет доменным именем (адресом) этого сайта. Это можно сделать на сайте регистратора доменных имён www.nic.ru с помощью сервиса whois;
б) определите, каков перечень оказываемых организацией практических услуг, насколько он разнообразен в отношении услуг для заказчика и для поставщика. Если организация имеет опыт представления интересов всех категорий участников закупок, она сможет более грамотно определить все возможные риски при оказании услуг;
в) обратите внимание на наличие отзывов и благодарностей от клиентов на сайте организации, это могут быть и интернет-отзывы, и скан-копии бумажных документов;
г) определите круг специалистов, которые работают в организации и оказывают услуги: лучше, чтобы это были специалисты с юридическим образованием и обучением в сфере закупок. Дополнительным плюсом является участие таких специалистов в деятельности обучающих центрах в качестве лекторов по госзакупкам.
д) определите стоимость практических услуг и наличие прайс-листа на сайте. Слишком низкая стоимость на услуги может говорить о формальном подходе организации к решению поставленной перед нею задачи, слишком высокая — о необоснованном завышении цены без каких-либо для этого предпосылок.
е) оцените, насколько внятно и грамотно подана информации на сайте.
3. Выберите сайт, который произвёл на Вас наиболее благоприятное впечатление.
4. Свяжитесь с сотрудниками выбранной Вами организации для решения организационных вопросов, и по результатам разговора примите решение о возможности заключения договора с данной организацией.
5. И самое главное! Прежде чем поручать выбранной организации составление документов или представление Ваших интересов, поработайте с ней в режиме консультаций. Это поможет понять профессиональный уровень ее специалистов.
Организация информационного обмена сведениями и документами с использованием Интернета обобщенно может выглядеть следующим образом:
1) Например, для услуг по разработке документации об электронном аукционе:
Со стороны заказчика: предварительная беседа по телефону о предмете закупки.
Со стороны специалиста: изучение плана закупок и плана-графика заказчика на сайте zakupki.gov.ru.
Совместное обсуждение по телефону (по Skype) особенностей размещения закупки и определение перечня услуг специалиста (например, включение в перечень услуг по созданию проекта контракта, технического задания (спецификации, проектно-сметной документации), обоснования начальной (максимальной) цены контракта).
Со стороны заказчика: предоставление описания предмета закупки в виде технического задания, спецификации, проектно-сметной документации и т. п. на электронную почту.
Со стороны специалиста: разработка проекта документации в электронном виде и отправка файла заказчику по электронной почте.
Согласование текста документации путём переписки по электронной почте.
2) Для услуг по подготовке искового заявления:
Со стороны заказчика: предварительная беседа по телефону о предмете спора, предоставление специалисту документов, связанных с данным спором по электронной почте.
Со стороны специалиста: изучение материалов дела.
Совместное обсуждение в телефонном режиме (по Skype) вариантов разрешения ситуации и определение перечня услуг, оказываемых специалистом (досудебное урегулирование спора, отправка документов заказчику и в суд и т. п.). Заказчик может выдать специалисту доверенность, по которой он сможет подписывать и отправлять все документы самостоятельно, или заказчик может заказать только составление документов в электронном виде.
Со стороны специалиста: создание текста претензии (при необходимости), искового заявления и отправка их по электронной почте заказчику для согласования.
Согласование текста искового заявления путём переписки по электронной почте.
Помните, что затраты на юридические услуги можно компенсировать в суде с проигравшей стороны, а затраты на подготовку документов для проведения или участия в закупках компенсируют возможные штрафы, пени и другие финансовые риски, которые могут возникнуть у заказчика или поставщика при нарушении норм ФЗ № 44.
Желаем успеха!