Электронные торги в 2011 году. Актуальные вопросы и особенности контроля23 марта 2011 года состоялся очередной всероссийский спутниковый онлайн-семинар, лектором которого выступил руководитель Управления по контролю за госзакупками ФАС России Евраев Михаил Яковлевич. Основная тематика семинара была посвящена проведению электронных торгов в 2011 году и актуальным вопросам контроля в области госзаказа. М. Я. Евраев пояснил, что до сих пор ведутся активные споры на предмет того, стоит ли отменять Закон о размещении заказов. Причиной этому диссонансу послужило поручение, данное президентом РФ Д. А. Медведевым, подготовить до 1 апреля 2011 года реформу госзаказа. В результате чего ФАС России подготовила концепцию поправок в Закон о госзаказе, а в Минэкономразвития России разработали концепцию нового закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС). Два ведомства в этом вопросе выступили с принципиально противоположными предложениями. Так, ФАС настаивает на том, что все же стоит отталкиваться от уже имеющегося Закона, а представители Минэкономразвития предлагают сосем отказаться от Федерального закона № 94 и создать новый закон о контрактной системе. По имеющейся на сегодняшний день информации, указанными ведомствами совместно решено пойти по пути совершенствования Федерального закона № 94. По словам докладчика, реформа системы государственного и муниципального заказа в 2011 году будет направлена на совершенствование всей системы размещения госзаказа в России, стадий планирования размещения закупок, исполнения контрактов, а также на анализ полученных результатов. На каждой из перечисленных стадий существуют свои проблемы, связанные с недоработками Закона. Остановимся подробнее на каждой из них. Общие проблемы госзаказаКак заметил докладчик, на сегодняшний день в стране отсутствует четкая система планирования размещения госзаказа, в результате чего большинство поставщиков не имеют возможности заранее подготовиться к размещаемому заказу и подать заявки на участие, что приводит к снижению количества потенциальных участников закупки. Предлагается на законодательном уровне установить обязанность заказчиков осуществлять планирование проводимых закупок. При этом планы закупок заказчики должны будут размещать на Официальном сайте для размещения информации о заказах - www.zakupki.gov.ru. Данная мера предоставит возможность поставщикам заблаговременно подготовиться к участию в закупках и в значительной степени увеличит количество участников при проведении процедур торгов. Вторая проблема госзаказа связана с тем, что в ряде случаев заказчики выставляют очень низкоквалифицированные требования к качественным характеристикам предмета закупки. Для ее решения в целях повышения профессионализма заказчиков необходимо централизовать функции по размещению заказов на уровне уполномоченных органов субъектов РФ и федеральных министерств по подведомственным учреждениям, что приведет к сокращению количества «непрофильных» сотрудников и полностью исключит закупку продукции ненадлежащего качества. Как заявил М. Ю. Евраев, нерешенным остается вопрос относительно корректного формирования начальной (максимальной) цены контракта. Планируется установить требование об обязательном составлении должностными лицами заказчика протоколов, содержащих обоснование установления той или иной начальной (максимальной) цены контракта, с подробным указанием в них источников получения такой информации и о дальнейшим размещениеи их в составе документации по закупке. Основными источниками указанной информации должны быть сведения, полученные с сайта www.zakupki.gov.ru и с сайтов производителей продукции. К сожалению, до сих пор не искоренена проблема «затачивания» требований к продукции в спецификации или в документации по закупке под конкретного производителя или поставщика. Сократить риски закупки продукции ненадлежащего качества и «затачивания» требований под продукцию конкретного производителя или поставщика возможно будет, обязав отраслевые федеральные ведомства разработать типовые требования (типовые контракты) к стандартным товарам, работам и услугам, в том числе и требования к гарантийным обязательствам исполнителя. При этом важно, чтобы указанные типовые требования были размещены на сайте www.zakupki.gov.ru и были обязательными к применению при размещении заказов на типовые группы товаров, основные виды работ и услуг. Отбор исполнителя по госконтрактуСтадия отбора исполнителя по госконтракту также несовершенна, здесь можно выделить ряд проблем: актуальными остаются вопросы о повышении профессионализма участников размещения заказа. Поставщики должны знать, как профессионально работать с госзакупками, они всегда должны четко осознавать, что поставка некачественного товара или недобросовестное выполнение работ (оказание услуг) повлекут за собой потерю денег, которые они вносили в качестве обеспечения исполнения контракта. Повысить профессионализм поставщиков предполагается, установив к ним дополнительные требования (в качестве примера М. Я. Евраев приводит уже имеющиеся в настоящее время в ФЗ № 94 требования, предъявляемые к подрядчикам, планирующим участвовать в закупках в области строительства). Наиболее актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т. д. Использование запроса котировок как формы размещения заказа позволяет заказчику сделать победителем «своего поставщика» даже при условии несоответствия его заявки требованиям котировочного извещения. Бороться с данным произволом поможет замена запроса котировок как способа размещения заказа процедурой короткого семидневного электронного аукциона, уже предусмотренного законом о госзакупках. Законодательно закрепленная возможность участников размещения заказа подавать жалобы в электронном виде (в большинстве своем необоснованные) на действия (бездействие) заказчиков, комиссий по размещению заказов, операторов электронных площадок приводит к злоупотреблению поставщиками своими правами путем подачи неоднократных жалоб без наличия на то обоснованных причин, что влечет к невозможности введения процедуры электронного обжалования на практике. В связи с чем планируется реализовать подачу жалоб в электронном виде только после того, как будет введена пошлина за необоснованно поданные жалобы. Также необходимо предусмотреть процедуру обжалования заказчиками действий электронных площадок. Особое внимание заказчикам следует уделять квалифицированному установлению требований в отношении финансового обеспечения по контрактам, данная мера позволит повысить качество исполняемых контрактов. Предполагается разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и договоров поручительств, а также обязать заказчиков выставлять требования по финансовому обеспечению абсолютно на все контракты. При этом в документации по закупке должны быть установлены сроки действия финансового обеспечения и процедура его предоставления. Следует уделять большое внимание данному вопросу и в госконтракте в разделе «Ответственность сторон» подробно расписывать то, на что распространяется это финансовое обеспечение, какие риски оно будет покрывать в случае отказа предпринимателя от исполнения контракта или ненадлежащего исполнения контракта). При этом штрафные санкции по контракту должны будут быть реализованы заказчиком сразу же после некачественного исполнения контракта в момент подписания сторонами актов сдачи- приемки работ (оказанных услуг) с вычетом суммы штрафа (например за просрочку исполнения контракта). На сегодняшний день контролирующими органами обсуждается возможность введения на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов реестра поручителей в сфере госзаказа, сведения в который будут включаться только после их централизованной проверки. Стадия исполнения контрактаВ своем выступлении М. Ю. Евраев заметил, что стадия исполнения контракта также требует серьезных доработок. В действующем законодательстве о госзакупках до сих пор остается нерешенным вопрос, как заказчики должны распоряжаться финансовым обеспечением, которое они получили в результате ненадлежащего исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Планируется подготовить пакет поправок в ФЗ № 94, которые будут вполне четко регламентировать, каким образом заказчик должен распоряжаться эти средствами. В части экономии денежных средств по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта и суммой заключенного контракта планируется предусмотреть, чтобы определенная часть полученной экономии направлялась по решению Правительства РФ на инновационное развитие страны. Вторая часть сэкономленных денежных средств переходила заказчику на увеличение его фонда оплаты труда, в целях повышения заинтересованности и мотивации должностных лиц заказчика. Ни для кого не секрет, что при размещении заказов одни и те же должностные лица заказчика зачастую совершают многократные умышленные нарушения Закона о госзакупках. Решить эту проблему предполагается путем введения процедуры дисквалификации должностных лиц заказчика, которые неоднократно допускали серьезные нарушения, кроме того, предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа. Согласно положениям ФЗ № 94 сведения о недобросовестных поставщиках, исполнителях и подрядчиках заказчик в обязательном порядке должен вносить в реестр недобросовестных поставщиков. Однако такие недобросовестные поставщики на практике находят дополнительные варианты продолжения работы в госзаказе: находясь в указанном реестре, они создают новое юридическое лицо и снова также недобросовестно начинают принимать участие в закупках. Бороться с таким произволом планируется путем совершенствования системы включения таких поставщиков в соответствующий реестр, а именно в реестр недобросовестных поставщиков будут включаться сведения не только о недобросовестном участнике размещения заказа, но и о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом. На основании введения этой нормы будет ограничено право участия в процедурах закупок всех юридических лиц, управление которыми осуществляет физическое лицо, сведения о котором включены в реестр. Центральный аппарат ФАС России подготовил пакет разъяснений по наиболее проблемным вопросам в системе госзаказа, именно этими разъяснениями будут руководствоваться все территориальные управления ФАС при рассмотрении дел и при принятии решений. Заключение контрактаНемалая доля разъяснений будет посвящена вопросам заключения и расторжения контракта. В части заключения контрактов по результатам проведения электронных аукционов можно отметить следующее. Если контракт по электронному аукциону не будет заключен сторонами в электронном виде, то у заказчика не будет технической возможности внести сведения о заключенном контракте в реестр контрактов на Официальном сайте для размещения информации о заказах - www.zakupki.gov.ru. Аналогичная ситуация возникнет в случае, если заказчиком не будет своевременно произведена оплата по контракту. За несоблюдение сроков, отведенных ФЗ № 94 для подписания контрактов по электронному аукциону по вине заказчика, заказчик будет привлекаться к ответственности согласно положениям КоАП (технически на электронной площадке заключить контракт можно будет даже с нарушением сроков). Если же в роли нарушителя сроков подписания контракта выступает победитель по закупке, то в этой ситуации заказчик обязательно должен будет заключить контракт со вторым участником, потому что технической возможности заключения контракта с победителем электронная площадка предоставлять уже не будет. Если по результатам рассмотрения жалобы, поданной участниками аукциона, было вынесено предписание, то процедура заключения контракта будет заблокирована (приостановлена) до тех пор, пока оно не будет исполнено заказчиком. Планируется ввести для заказчиков четко регламентированные сроки оплаты по контракту, которые будут составлять около 20 дней. За нарушение срока оплаты заказчик будет привлекаться к административной ответственности. Чтобы эта норма работала на практике, в Кодекс об административных нарушениях также будут внесены поправки на этот счет. Таким образом, если поставщик добросовестно и своевременно исполнил свои обязательства по контракту, заказчик не вправе намеренно затягивать сроки подписания актов (приемки товара, выполненных работ, оказанных услуг) с целью продлить сроки оплаты. Будет также установлен прямой запрет для заказчиков на заключение дополнительных соглашений по контрактам, которые намеренно продлевают срок исполнения контрактов. На сегодняшний день функционал электронных площадок не позволяет сторонами контракта заключать дополнительные соглашения в электронном виде. Планируется создать «короткую процедуру расторжения контрактов» (в отличие от ранее действующей процедуры, которая занимала в среднем около шести месяцев), она будет реализована благодаря введению административной процедуры расторжения контракта. Воплотить в жизнь данное нововведение позволит создание специальной межведомственной комиссии, состоящей примерно из 15 человек, которая вместе с финансовыми и правоохранительными органами власти в течение примерно 10—14 дней рассмотрит поступившее от заказчика предложение и примет решение о предоставлении возможности сделать односторонний отказ от заключения контракта. Госзаказ в строительствеСпоры о том, можно ли закупать одним лотом одновременно услуги по проектированию и работы по строительству объекта, также будут разрешены текстом очередных разъяснений. Такое действие абсолютно недопустимо, т. к оно самым прямым образом ведет к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку это услуги и работы, которые относятся к принципиально разным рынкам. В случае если ФАС будут обнаружены закупки с подобными нарушениями законодательства, такие торги будут аннулированы. При участии подрядчика в закупке на строительство объектов капитального строительства (в том числе и особо опасных) у участника размещения заказа обязательно должен быть в наличии допуск СРО на осуществление функций генерального подрядчика. Данное правило объясняется тем, что Закон о госзакупках в совокупности работает с законодательством, которое его окружает. Так очередные поправки, внесенные в Градостроительный кодекс РФ, закрепили необходимость данного требования. В случае если такой допуск у подрядчика отсутствует, он не будет допускаться к участию в торгах вне зависимости от наличия у него обычных допусков. Поэтому подрядчикам для участия в госзаказе на строительные работы необходимо получить допуск на генподряд. Его наличие позволяет участвовать в торгах и привлекать к работе по контракту субподрядчиков, но не позволяет генеральному подрядчику самостоятельно выполнять данный контракт, если у него нет необходимых допусков. Вопросы, связанные с понятием «строительство под ключ», также требуют серьезных разъяснений. Категорически запрещается включать в один лот наряду со строительными работами поставку оборудования, мебели, техники, за исключением, если все перечисленное является встраиваемым и его дальнейший монтаж и установка может привести к значительным изменениям в планировке помещения. Следует понимать, что строительство в указанном контексте (вопреки всеобщему заблуждению заказчиков) вовсе не подразумевает установку в помещении мебели, техники, комнатных растений и пр., эти товары в случае необходимости должны закупаться отдельной закупкой. В своем выступлении М. Ю. Евраев осветил ряд очень актуальных вопросов, возникающих в сфере госзаказа. Хочется надеяться, что предложенная концепция совершенствования всей системы размещения государственного и муниципального заказа действительно окажется «проектом по модернизации страны». Светличная Лилия Алексеевна 14.04.2011 г. У вас остались вопросы на тему «Электронные торги в 2011 году. Актуальные вопросы и особенности контроля»? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ, Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ. |
|||
Разработка сайта ООО ЮТЦ "Ориентир", 2010 |