Закрыть


Список статей

Электронные закупки в 2018 году
(об изменениях, внесённых в закон о контрактной системе ФЗ № 504 от 31.12.2017 г.)

Нами рассмотрены основные поправки, внесённые в закон о контрактной системе, в части электронизации процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами. Наиболее важные положения указанных изменений вступают в силу с 1 июля 2018 года. Содержание данной статьи не позволит вам пропустить существенные изменения законодательства, связанные с порядком проведения электронных закупок, и даст  возможность заранее подготовиться к их применению на практике.

В соответствии с указанными изменениями в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

При этом, как установлено ФЗ № 504:
  • с 1 июля 2018 года заказчики вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путём проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме;
  • с 1 января 2019 года — заказчики обязаны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путём проведения электронных процедур. При этом заказчики не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме. 

Важно отметить, что электронными станут не только способы закупок, но и весь документооборот. Изменениями в ФЗ-44 предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных закупках, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки. 
При этом важно подчеркнуть, что в соответствии с новыми требованиями ФЗ-44 по общим правилам заявки на участие в электронных закупках, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки (специализированной электронной площадки — для закрытых электронных процедур), а не через единую информационную систему (далее — ЕИС), как это требовалось ранее. 

Следующим важным новшеством в законе о контрактной системе является положение о проведении электронных закупок на площадках, функционирование которых обеспечивают операторы электронных площадок, определённые Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 ФЗ-44. Иными словами, отбор электронных площадок будет проведён заново с учетом требований, предусмотренных  изменениями в ФЗ-44.
До даты начала функционирования операторов электронных площадок, определённых Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 ФЗ-44, закупки товаров, работ, услуг путём проведения электронных закупок осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям ФЗ-44. 

Далее, изменениями в ФЗ-44 допускается взимание платы за участие в электронной процедуре (закрытой электронной процедуре) с участника соответствующей процедуры и (или) за проведение электронной процедуры (закрытой электронной процедуры) с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок её взимания, а также определены предельные размеры такой платы. 

К существенным новеллам процедуры участия в электронной закупке с 2018 года следует отнести необходимость внесения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок участников, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 1 июля 2018 года на банковские счета операторов электронной торговой площадки денежные средства не вносятся. При цене контракта ниже 5 миллионов рублей обеспечение заявок вообще не потребуется. 

С 1 января 2019 года законом о контрактной системе предусмотрена обязательная регистрация участников закупок в ЕИС в электронной форме сроком на три года. При этом регистрация офшорных компаний в ЕИС в качестве участников закупок запрещена.
Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок. Порядок ведения единого реестра участников закупок, в том числе внесения в него изменений, перечень информации и документов, включаемых в данный реестр, сроки размещения таких информации и документов в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ознакомление участников контрактной системы с изменениями, внесёнными в закон о контрактной системе ФЗ № 504 от 31.12.2017 г., будет продолжено в наших следующих материалах, посвящённых данной тематике. 

Еременко Елена Валерьевна 
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрисконсульт ЮТЦ «Ориентир» 
12.01.2018 г.





Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.