Закрыть


Список статей

Национальный режим (преференции) применительно к товарам, происходящим из иностранных государств

Вопрос правильности и целесообразности применения преференций в закупочном процессе к товарам, происходящим из иностранных государств или групп иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, не перестает быть животрепещущим. Многие потенциальные поставщики иностранных товаров да и нередко сами заказчики испытывают большие трудности при трактовании данной буквы закона, а пренебрегать ею они не могут. Попытаемся разобраться в сущности понятия «преференции», в механизме их предоставления, а также развеять все неоднозначные моменты, возникающие при предоставлении таких «особых привилегий» для отечественных поставщиков.

 В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»   № 94 от 21 июля 2005 года (далее — ФЗ № 94) национальный режим (преференции) применяется к товарам, происходящим из иностранных государств или групп иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

 Наверняка не все себе до конца представляют, что же следует понимать под определением «преференции», поэтому придется прибегнуть к помощи словарей.

 Итак, согласно определению, данному в экономическом словаре, преференции — это преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.

 Социологический словарь говорит, что преференции — это льготы, предоставляемые по международным договорам в целях расширения торговли между странами.

 Юридический словарь преференциями называет льготы при обложении таможенными пошлинами, предоставляемые для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран (минимальные ставки либо освобождение от уплаты пошлин). В РФ применяются к товарам, происходящим из развивающихся стран, список которых опубликован Правительством РФ.

 Из анализа сказанного делаем вывод, что в нашем контексте преференциями считаются преимущества, льготы предоставляются товарам российского происхождения.

 Законом определено, что заказчику не запрещается закупать товары иностранного происхождения так же, как товары российского происхождения. Из смысла сказанного следует, что по общему правилу заказчики не вправе каким бы то ни было образом ограничивать участие иностранных поставщиков в поставках.

 Исходя из этого, считаем важным пояснить, что же следует понимать под страной происхождения товаров. Итак, согласно положениям гл. 6 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

 Документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, в соответствии со ст. 59 ТК РФ может служить декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

 Национальный режим подлежит применению при условии, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.

 При отсутствии взаимности, т. е. в случае если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, не установлен режим, аналогичный национальному режиму, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минэкономразвития России), уполномочен устанавливать условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов.

 На основании данной нормы Минэкономразвития России утвердило Приказ № 120 от 12 марта 2012 года «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», который  вступил  в силу 6 мая 2012 года.

 Приказ № 120 устанавливает порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки определенных видов товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 % от начальной (максимальной) цены контракта.

 В отличие от ранее действующего 217-го приказа,  приказ № 120 представил более широкий список отраслей товаров, получающих преференции. 

 В случае если несколькими участниками конкурса, аукциона представлены одинаковые условия исполнения гражданско-правового договора бюджетного учреждения с учетом предоставления преференции, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения заключается с тем участником закупки, который имеет право на предоставление преференции.

 Преференции применяются к некоторым видам пищевых продуктов (свинина, сахар), к текстильным, меховым и кожаным изделиям, к продукции органического и неорганического синтеза, к часам, к медицинской аппаратуре, автомобилям и др. видам товаров.

 Как показывает практика, подобные преимущества на закупки утвержденных видов  товаров Минэкономразвития ежегодно устанавливает на ограниченный срок, закрепляя это соответствующими нормативными документами.

 При этом отдельно стоить отметить, что для предоставления преимуществ поставщику совсем необязательно быть непосредственно производителем указанных наименований товаров, ему достаточно выступать в качестве продавца (реализатора, посредника) продукции.

 Преференции на товары белорусского происхождения распространяются в связи с заключением соглашения о едином экономическом пространстве.

 

Обратимся к примеру.

 

 Государственное учреждение осуществляет размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на закупку экскаватора одноковшового на гусеничном ходу (2924331), в котором соответственно предусмотрено установление преференций на товары российского производства в размере 15 %.

 На аукцион подали заявки два участника: ООО «Акант» (предложившее к поставке экскаватор российского производства г. Тверь) и ОАО «Пульсар» (предложило аналогичный экскаватор с необходимыми заказчику характеристиками и параметрами, производство —  Украина, г. Днепропетровск), по результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону.

По результатам проведения торгов (начальная (максимальная) цена контракта составляла 3 млн 200 тыс. руб.) аукцион выиграла компания ОАО «Пульсар» с суммой 3 млн руб. При этом победитель заключает контракт с заказчиком по цене 2 млн 550 тыс. руб. (т. е. с вычетом 15 %).

 Поставщик ОАО «Пульсар», планируя участвовать в закупке, должен заранее это понимать, т. к. в аукционной документации заказчиком были установлены преференции товарам российского происхождения.

 Именно в этом и заключается задача нашего законодательства в поддержке российских производителей, что делает участие в закупках иностранных поставщиков не таким выгодным.

 В случае если бы победителем закупки выступило ООО «Акант», то контракт заключался бы на сумму выигрыша, т. е. непосредственно на 3 млн руб. Если бы участники по итогам проведения торгов предложили бы одинаковые суммы, то контракт заключался бы с тем участником, которому  должны быть применены преференции, т. е. с ООО «Акант».

 При этом Минэкономразвития в данном приказе четко определило перечень случаев, когда преференции не должны применяться. К исключениям относятся случаи, если (ч. 6 Приказа № 120):

 а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в утвержденный приказом перечень товаров;
б) конкурс или аукцион признан несостоявшимся и заказчик размещает заказ у единственного поставщика;
в) в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, указанных в  приказе;
г) в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в приказе;
д) в рамках одного конкурса (лота) или аукциона предполагается поставка товаров, предусмотренных приказом, и участник конкурса или аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает к поставке наряду с товарами российского и (или) белорусского товары иностранного происхождения.

 При этом если заказчику необходима информация об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, то он всегда может обратиться в  Минэкономразвития России за интересующими его сведениями, это продиктовано в ч. 7 ст. 13 ФЗ № 94. В ответ на такой запрос ведомство в течение 10 дней обязано представить соответствующую информацию.

 Наряду с этим Минэкономразвития в своем приказе рекомендует заказчикам в документации  по торгам устанавливать следующее (п. 7 Приказа № 120):

 - требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке страны происхождения поставляемого товара;
- требование о том, что в случае, если в заявке на участие в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в конкурсе, аукционе;
- положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке, несет участник размещения заказа.

 Кроме того, в гражданско-правовом договоре рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается договор, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при его наличии.

Напоминаем, что действие приказа прекращается 31.12.2012 г.

 В заключении отметим, что данные меры были приняты в первую очередь для поддержки отечественного производителя. Подобные законодательные инициативы в отношении предоставления преференций товарам российского происхождения заставляют задуматься многих поставщиков иностранной продукции над тем, насколько финансово оправдано участие их компаний в госзакупках, проводимых в России, и стоит ли вообще импорту конкурировать с отечественным производителем.

 
Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

 14.09.2012 г.

 

У вас остались вопросы по теме  «Национальный режим применительно к товарам, происходящим из иностранных государств»?  Вы можете задать вопрос  по этой теме специалистам ЕЦГЗ.



ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.