Реестр договоров: новая форма отчетности по закупкам, осуществляемым отдельными видами юридических лиц
Закрыть
Мы в контакте Мы в однокласниках

Список статей

ЗАКАЗЧИКАМ
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»
120 часа (3 недели)
Стоимость 5900 руб.

Реестр договоров: новая форма отчетности по закупкам, осуществляемым отдельными видами юридических лиц

Законодательство о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, продолжает свое развитие. В целях надлежащего исполнения главных нормативных актов в этой области статьей 42 Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен ряд изменений и дополнений в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223).

Так, 1 января 2015 г. вступила в силу часть 4.1 ФЗ № 223 «Реестр договоров, заключенных заказчиками», предусматривающая ведение в единой информационной системе (далее — ЕИС) реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее — реестр договоров). 

В ч. 1 ст. 4.1 ФЗ № 223 отмечено, что ведение в единой информационной системе реестра договоров обеспечивает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть Федеральное казначейство. Порядок ведения такого реестра, а также порядок и сроки размещения в нем информации и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации. 


Порядок и сроки предоставления информации

Порядок ведения реестра договоров, заключаемых заказчиками по результатам осуществления закупки в рамках ФЗ № 223, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее — Постановление № 1132), которое вступило в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных подпунктов документа, вступающих в силу с 1 января 2016 г. 

Следует обратить внимание, что необходимость включения в реестр договоров информации и документов по заключенным заказчиками договорам распространяется только на договоры, заключенные после 1 января 2015 года. То есть если договор заключен в 2014 году, а исполняться будет в 2015 году, сведения о нем в реестр договоров вносить не нужно. Это напрямую следует из ч. 2  Постановления № 1132.

Отметим также, что на основании ч. 6 Правил ведение реестра договоров осуществляется в электронном виде. До введения в эксплуатацию ЕИС реестр договоров ведется на Официальном сайте для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru в личном кабинете заказчика путем заполнения предоставленной формы. 

В реестр договоров включается информация о заключении договоров, об изменении условий договоров с указанием условий, которые были изменены, информация о результатах исполнения договоров, а также информация о расторжении договоров и иная информация, предусмотренная п. 2 Правил, утвержденных Постановлением № 1132 (далее — Правила).

Согласно ч. 2 Правил в реестр договоров включается также информация о способе закупки, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе), а также информация о субподрядчиках из субъектов малого и среднего предпринимательства, информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора (в т. ч. оплаты) и др.

Относительно сроков включения информации в реестр договоров отметим следующее. 

На основании ч. 2 ст. 4.1 ФЗ № 223 и п. 2 Правил в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят в реестр договоров следующую информацию и документы:

1) наименование заказчика;
2) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
3) дату подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающие основание заключения договора (при наличии);
4) дату заключения договора, номер договора (при наличии);
5) предмет договора, цену договора и срок (период) его исполнения;
6) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе);
7) информацию об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) номер извещения о закупке (при наличии).

Отметим также, что в случае заключения договоров с субподрядчиками в течение трех рабочих дней со дня заключения таких договоров заказчики вносят в реестр договоров:

1) информацию об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в т. ч. об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров;
2) информацию о договорах с субподрядчиками, в т. ч. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его ИНН, а также предмет и цену договора с субподрядчиками.

Что касается порядка включения в реестр договоров информации и документов, касающихся изменения условий договоров, их исполнения либо расторжения, а также предоставления копий заключенного договора, отметим, что обязанность по внесению соответствующей информации в реестр возлагается на заказчиков с 1 января 2016 года (подпункты «ж», «з», «л» и «м» пункта 2 Правил вступают в силу с 01.01.2016 г.).

Таким образом, с 1 января 2016 г. в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения или расторжения договора наступает обязанность заказчиков по формированию и направлению в Федеральное казначейство:

1) информации об изменениях условий договора с указанием измененных условий, а также документов, подтверждающих такие изменения; 
2) информации и документов, касающихся результатов исполнения договора, в т. ч. оплаты договора;
3) информации о расторжении договора с указанием оснований его расторжения и документов, подтверждающих такое расторжение. 

Информация и документы, подлежащие включению в реестр, в сроки, указанные выше, направляются заказчиком в Федеральное казначейство в электронном виде. При этом все направляемые документы и информация должны быть подписаны с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика (п. 11 Правил).

Примечательным является также то, что согласно п. 19 Правил доступ к информации и документам об изменениях условий договоров с указанием измененных условий, к информации и документам о результатах исполнения договоров (в т. ч. оплаты), о расторжении договоров с указанием оснований расторжения, а также копиям заключенных договоров предоставляет исключительно Федеральная антимонопольная служба РФ (ее территориальное подразделение), т. е. данная информация не является общедоступной.

Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня получения информации от заказчика обеспечивает проверку предоставленных информации и документов, а также формирование реестровой записи на основе предоставленных сведений. Порядок формирования и изменения уникального номера реестровой записи утвержден Приказом Минфина России от 16 декабря 2014 г. № 149н «Об утверждении Порядка формирования и изменения уникального номера реестровой записи в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».


Что не включается в реестр договоров?

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ № 223 в реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые не подлежат размещению в ЕИС.

Обратимся к ч. 15 ст. 4 ФЗ № 223, в которой сказано, что не подлежат размещению в ЕИС следующие категории закупок: 

• закупки, сведения об осуществлении которых составляют государственную тайну; 
• закупки, по которым приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 ФЗ № 223.

Перечни товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, устанавливает Правительство РФ. 

Кроме того, Правительство РФ вправе определить конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но и не подлежат размещению в ЕИС, а также перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но и не подлежат размещению в ЕИС.

Такие случаи установлены:

• Распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. № 671-р «Об утверждении перечня услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг»;

• Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2012 г. № 1775-р «О перечне товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте» (с изменениями и дополнениями).


Закупки малого объема: порядок размещения информации

Напомним также, что согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ № 223 за заказчиком по-прежнему сохраняется право не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 15 млрд руб, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. 
Эти положения, несомненно, освобождают многих заказчиков от временных затрат на внесение сведений о так называемых закупках малого объема в ЕИС.

Аналогичную норму содержит и ч. 3 Правил. Однако, если заказчиком в соответствии с ч. 15 ст. 4 ФЗ № 223 принято решение о неразмещении сведений о закупке в ЕИС, в реестр договоров включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство.

Таким образом, заказчиком самостоятельно принимается решение о включении либо невключении в реестр договоров информации о заключенных договорах, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. соответственно.


 Порядок ведения документооборота

В целях эффективной реализации ФЗ № 223 был издан приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2014 г. № 173н «О порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее — Приказ № 173н). Документ вступил в законную силу 8 марта 2015 г., за исключением некоторых отдельно взятых положений.

Приказом № 173н установлено, что до 1 января 2016 года при формировании заказчиками информации и документов в целях ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки, вместо кодов и наименований позиций Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), соответствующих наименованиям предметов договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также договоров, заключенных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с субподрядчиками (соисполнителями) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, могут указываться коды и наименования позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). 

Формирование заказчиком информации и документов, включаемых в реестр договоров, осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru), доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в сети Интернет. 
Установлено также, что при формировании указанной информации заказчики применяют справочники, реестры и классификаторы, используемые в информационных системах в сфере управления государственными и муниципальными финансами в порядке, установленном Министерством финансов РФ (п. 16 Постановления № 1132).
Следует отметить, что действие приказа № 173н распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. 

В заключение отметим, что ведение реестра договоров в рамках ФЗ № 223 направлено на обеспечение гласности и прозрачности закупок, а также на предотвращение коррупции и других злоупотреблений при осуществлении закупочного процесса отдельными видами юридических лиц. 

Информацию и документы, подлежащие размещению в реестре договоров, можно разделить на четыре категории: данные о заказчике, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), информация о предмете договора, а также об отдельных условиях осуществления закупки. 

Таким образом, законодательство в рамах ФЗ № 223 с 1 января 2015 г. наделило заказчиков новой обязанностью — ведением реестра договоров, заключенных по результатам закупки. Стоит отметить, что, вероятнее всего, эта мера была принята по аналогии с положениями Федерального закона  № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», нормы которого с 1 января 2014 г. предусматривают ведение реестра контрактов.


Ковалева Инна Александровна,
преподаватель НОУ МЦПК «Ориентир»

06.03.2015 г.

У вас остались вопросы о том, как вести реестр договоров согласно нормам Федерального закона от 18.07.2011 года № 223? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ. 


ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.