Закрыть


Список статей

О федеральной контрактной системе (ФКС) и спорах между ведомствами

ФКС и ФЗ № 94

Во второй половине 2011 года на уровне Правительства РФ была поставлена задача: усовершенствовать механизм государственных закупок. Варианты усовершенствования государственных закупок были представлены двумя ведомствами: Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой России.

Достаточно длительное время Правительство РФ не может определиться, какой из предложенных вариантов все же использовать для проведения реформы госзаказа.

Оба ведомства согласны с тем, что государственные закупки нуждаются в реформировании. Однако у каждого из них на этот счет свои взгляды, свое видение относительно преобразований. Поэтому уже долгое время ведутся жаркие споры между Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой России.

Министерство экономического развития РФ предлагает радикальные меры: ввести совершенно новый Федеральный закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который заменит действующий Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94).

По мнению Министерства экономического развития РФ, старые правила изжили себя, государственные закупки нуждаются в полной регламентации всех стадий размещения заказа: начиная от планирования закупки и заканчивая приемкой товара.

В проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» вводятся новые понятия, предусмотрены ежегодные планы и сводные долгосрочные прогнозы, подробно описывается каждая стадия госзакупки, вводятся специальные структурные подразделения в организации заказчика и многое-многое другое.

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба России предлагает не отменять ФЗ № 94, а только лишь внести в него поправки, считая, что в отмене действующего закона необходимости нет и что предложение Министерства экономического развития РФ и принятие нового проекта закона вернет государственные закупки на много лет назад, приведет к еще большему нарушению прав поставщиков и ухудшит конкурентную среду в системе госзакупок. Потому 15 сентября 2011 г. начальником управления контроля по госзакупкам ФАС России Евраевым М. Я. на обозрение Правительству РФ был представлен огромный пакет поправок в ФЗ № 94.

Как известно, на каждое «за» всегда можно найти «против». С некоторыми позициями, изложенными в проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», ФАС России категорически не согласна. Выделим основные позиции, относительно которых происходит сильнейшее противостояние между двумя ведомствами.


1. В проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», предложенном Министерством экономического развития РФ, расширены способы размещения закупок. В этой части мнения двух ведомств разделились.


Мнение Министерства экономического развития РФ

По задумке Министерства экономического развития РФ заказчики при осуществлении закупок вправе будут использовать такие способы, как:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • единственный источник;
  • закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг, указанные в положениях данного закона.

При этом, как сказано в самом проекте закона, при выборе способа заказчик обязан учитывать установленные законом условия применения процедур закупок и исходить из необходимости обеспечить конкуренцию среди участников процедур закупок. Министерство экономического развития РФ считает, что способов размещения заказов должно быть больше, чем есть на данный момент, аргументируя это тем, что товаров, работ и услуг огромное количество и потому закупать их надо разными способами в зависимости от их специфики, а также специфики рынков, на которых они производятся.


Мнение ФАС России

У ФАС России на этот счет свое мнение: использование таких способов, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений разрушит конкурентную среду и по существу вернет к коррупции, существовавшей до принятия ФЗ № 94.


2. В проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» преимущественным способом закупки является конкурс.


Мнение Министерства экономического развития РФ

Министерство экономического развития РФ делает упор на то, что основным способом размещения заказа должен стать конкурс, считая, что он подходит для большинства продуктов и рынков. А когда для конкретного вида закупок процедура конкурса избыточна или недостаточна, будут применятся другие процедуры.


Мнение ФАС России

ФАС России видит будущее за электронными аукционами, считая, что только в них есть конкурентная среда для поставщиков и экономия бюджетных средств для заказчиков. А запрос котировок вообще надо заменить процедурой короткого электронного аукциона с порогом закупки до 3 млн руб.


3. Новый проект закона устанавливает в государственных закупках общественный контроль.


 Мнение Министерства экономического развития РФ

Гражданам и организациям будет предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований, установленных данным законом, объединяясь на добровольной основе в общественные объединения. Данные общественные объединения смогут готовить предложения по совершенствованию закона, направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов и многое другое.


Мнение ФАС России

ФАС России не поддерживает данную позицию.

По мнению ФАС России, данный общественный контроль не будет эффективным. Самым эффективным общественным контролем является Официальный сайт www.zakupki.gov.ru, где обеспечивается полная информационная открытость всего процесса закупок.


4. Новшеством является и то, что положения законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» предусматривают механизмы борьбы с демпингом цен.


Мнение Министерства экономического развития РФ

Известно, что демпингом признается искусственное занижение цен при продаже товаров (работ и услуг). В сфере государственных закупок это явление становится страшной бедой.

Поэтому Министерство экономического развития РФ предлагает отклонять заявки поставщиков в случае снижения цены более чем на 25 % от начальной цены контракта и если нет в составе заявки обоснования данной цены.


Мнение ФАС России

ФАС России не против борьбы с демпингом цен, но считает, что то, что предлагает Министерство экономического развития РФ, создаст дополнительные возможности для злоупотреблений как заказчиков, так и поставщиков, и любой аукцион будет умышленно сорван. Поэтому было выдвинуто предложение об увеличении размера обеспечения исполнения контракта в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на торгах более чем на 30 %.

 

5. В новом проекте закона расширены основания включения в реестр недобросовестных поставщиков.


Мнение Министерства экономического развития РФ

Действующий ФЗ № 94 предусматривает два основания для включения поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков: уклонение поставщика от заключения контракта, а также в случае расторжения контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта. К двум вышеуказанным основаниям Министерство экономического развития РФ добавляет третье основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков: если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. При этом основаниями для одностороннего отказа со стороны заказчика могут служить поставки товаров ненадлежащего качества, поставки некомплектных товаров и т. д.


Мнение ФАС России

Идея одностороннего расторжения контракта, предложенная Министерством экономического развития РФ, у ФАС России в принципе не вызвала положительных откликов. ФАС России считает, что это нарушит принцип равенства сторон и возникнет реальная угроза полного произвола со стороны заказчиков.

В свою очередь относительно реестра недобросовестных поставщиков ФАС России предлагает включать в него не только компании (как и сейчас это происходит), но и физических лиц, осуществляющих управление такими компаниями.

Существуют и другие положения, относительно которых мнения Министерства экономического развития РФ и ФАС России существенно разделились, но, несмотря на столь существенные разногласия между двумя ведомствами, ясно одно: и Министерство экономического развития РФ, и ФАС России хотят ввести в государственные закупки новые положения, новые правила, которые где-то бы расширили возможности заказчиков или поставщиков, где-то бы ограничили, где-то бы усилили контроль за размещением госзаказа, а где-то бы ужесточили ответственность. Только виденье всего этого у обоих ведомств разное. А чья позиция выиграет, мы узнаем в скором будущем.



Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

01.02.2012 г.

 

У вас остались вопросы о нововведениях, которые готовит в сфере госзакупок федеральная контрактная система? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.






Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.